Происхождение и эволюция человека

Закономерности развития экосистем. Одним из основных достижений экологии стало обнаружение того обстоятельства, что развиваются не только организмы и виды, но и экосистемы. Развитие экосистем (сукцессия) – это последовательность сообществ, сменяющих друг друга в данном районе. Сукцессия состоит из стадий развития, стабилизации и климакса. Их можно различать на основе критерия продуктивности системы: на первой стадии продукция рас­тет до максимума, на второй остается постоянной, на третьей уменьшается до нуля по мере разрушения системы. Развитие экосистем всегда идет в направлении повышения их устойчивости, достигаемой за счет увели­чения разнообразия. Распространив этот вывод на всю биосферу, по­лучаем ответ на вопрос, зачем природе нужны 2 млн. видов. И то, что современный человек уменьшает многообразие природы, - очень опасно для нее.

Первыми экосистемами, которые изучались с помощью количест­венных методов были системы «хищник - жертва». Американец Лотка в 1925 году и итальянский ученый В. Вольтерра в 1926 году создали математические модели роста отдельной популяции и динамики попу­ляций, связанных отношениями конкуренции и хищничества. Исследо­вание системы «хищник-жертва» показало, что типичной для популя­ции жертв эволюцией является увеличение рождаемости, а для попу­ляции хищников - совершенствование способов ловли жертвы.

К интересным результатам привело изучение системы «паразит - хозяин». Казалось бы, отбор должен вести к уменьшению вредности паразита для хозяина, но это не так. И в этой паре идет конку­рентная борьба, в результате которой усложняются и те, и другие. Гибель одного ведет к гибели другого, а сосуществование увеличи­вает сложность всей системы.

Проблема появления человека на Земле. Как и в вопросе происхождения Вселенной и жизни, существует представление о божественном творении человека («И сказал Бог: сотворим человека по образу нашему, по подобию нашему... И сотво­рил Бог человека по образу своему»).

Во многих первобытных племенах были распространены представ­ления о том, что их предки произошли от животных и даже растений (на этом основано представление о тотемах), а такие верования встречаются у так называемых отсталых народов до сих пор. В настоящее время в связи с ажиотажем вокруг НЛО в моду вош­ли версии о происхождении человека от внеземных существ, посещав­ших Землю, или даже от скрещивания космических пришельцев с обезьянами.

Но господствует в науке с XIX века вытекающая из теории эво­люции Дарвина концепция происхождения человека от высокоразвитых предков современных обезьян. Она получила в XX веке генетическое подтверждение, поскольку из всех животных по генетическому аппа­рату ближе всего к человеку оказались шимпанзе.

Существуют как существенные сходства, так и существенные различия человека и животных. Сходства опреде­ляется, во-первых, вещественным составом, строением и поведением организмов. Человек состоит из тех же белков и нуклеиновых кис­лот, что и животные, и многие структуры и функции нашего тела та кие же, как и у животных. Чем выше на эволюционной шкале стоит животное, тем ближе его сходство с человеком. Во-вторых, челове­ческий зародыш проходит в своем развитии те стадии, которые прош­ла эволюция живого. И, в-третьих, у человека имеются рудиментар­ные органы, которые выполняли важные функции у животных и сохра­нились у человека, хотя не нужны ему (например, аппендикс).

Однако и отличия человека от животных фундаментальны. Прежде всего, к ним необходимо отнести разум. Изучение высших жи­вотных показало, что они обладают многим из того, на что, как раньше считались, способны только люди. Эксперименты с обезьянами обнару­жили, что они могут понимать слова, сообщать с помощью компьютера о своих желаниях, и с ними можно вести таким образом диалог. Но чем не обладают самые высшие животные, так это способностью к по­нятийному мышлению, т. е. к формированию отвлеченных, абстрактных представлений о предметах, в которых обобщены основные свойства конкретных вещей. Мышление животных, если о таковом можно гово­рить, всегда конкретно; мышление человека может быть абстрактным, отвлеченным, обобщающим, понятийным, логичным.

Вторым главным отличием является то, что человек обладает речью. Опять-таки, у животных может быть очень развитая система общения с помощью сигналов (что, кстати, позволило говорить о «цивилизации дельфинов»). Но только у человека есть то, что И. П. Павлов назвал второй сигнальной системой, позволяющей людям общаться с помощью слов. Этим человеческое общество отличается от других общественных животных.

В естествознании, пытающемся выяснить естественные причи­ны человеческих способностей, известна гипотеза немецкого антро­полога М. Мюллера о происхождения ре­чи из звуков, произносимых при работе, которые потом становились общими в процессе совместного труда. Сначала появились корни гла­голов, соответствующие определенным видам деятельности, затем другие части слова и речи. Таким же путем в процессе общественного труда постепенно мог возникнуть разум.

Способность к труду - еще одно фундаментальное отличие чело­века от животных. Конечно, все животные что-то делают, а высшие животные способны к сложным видам деятельности. Обезьяны, напри­мер, используют палки в виде орудий для доставания плодов. Но только человек способен изготовлять, творить орудия труда. С этим связаны утверждения, что животные приспосабливаются к окружающей среде, а человек преобразует ее, и что в конечном счете труд соз­дал человека.

Со способностью к труду соотносятся еще два отличительных признака человека: прямохождение, которое освободило его руки, и, как следствие, развитие руки, особенно большого пальца на ней. Наконец, еще два характерных признака человека, повлиявших на развитие культуры - использование огня и захоронение трупов.

Главные отличия человека от животных: понятийное мышление, речь, труд, - стали теми путями, по которым шло обособление чело­века от природы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: