Предмет и основные понятия теории познания
Предмет теории познания составляют всеобщие предпосылки, сущность, формы и пути познания, его возможности, отношение знаний к реальности и условия их истинности. Конкретизируется он в основных понятиях теории познания и содержании исследуемых ею проблем.
Субъект познания – это носитель человеческой творческой активности, направленной на адекватное воспроизведение природной, социальной и духовной реальности в форме знаний.
Познавательное отношение – это отношение между субъектом познания и реальностью, ориентирующее активность субъекта на ее адекватное воспроизведение в форме знаний.
Познавательна деятельность – это творческая активность человека, направленная на адекватное воспроизведение природной, социальной и духовной реальнсти в форме знаний.
Объект познания – это то в сфере природной, социальной и духовной реальности, на что направлена познавательная деятельность субъекта, что противостоит ему как непознанное и непонятное.
|
|
Отражение – это всеобщее свойство объектов реальности воспроизводить признаки, свойства и отношения взаимодействующих в ними объектов.
Информация – это отражение разнообразия в объектах и процессах живой и неживой природы, которое может передаваться через поток сигналов, накапливаться, преобразовываться и храниться.
Знание – это проверенный общественно-исторической практикой и логикой результат познавательной деятельности, выражающий в знаковой форме объективные свойства и связи объектов природной, социальной и духовной реальности.
***************************************************************************
№45
Наиболее существенное влияние на характер познавательных процессов оказывает практика, понимаемая как способ включения человека в окружающий его природный и социальный мир путем целесообразного преобразования предметов, процессов и явлений этого мира. Особенно значима материальная практика.
Смысл характеристики практики как источника познания состоит в том, что включенные в практику процессы выбора целей и средств деятельности необходимо связаны с познавательными процессами и стимулируют их возникновение. В связи с усложнением практических задач и ростом их масштабов, освоением новых изделий потребность в «обслуживающих» практику познавательных действиях многократно воспроизводится и усиливается. В этом плане практика выступает как движущая сила познания.
Результаты практической деятельности показывают, насколько реализованный, практически идеальный план деятельности был эффективным и оптимальным. А поскольку этот план был основан на знаниях, то в итоге результаты практической деятельности показывают, насколько истинными были знания, полученные ранее в процессе познавательной деятельности. Следовательно, практика служит критерием истинности результатов познания.
***************************************************************************
№46