Этап подготовки к восприятию

Подготовка к восприятию различается в зависимости от того, какой урок вы проводите: первый по теме или последующие. На первом уроке подготовки к восприятию это сообщение фактов из жизни, биографии писателя. (Т.Ф. Курдюмова приводит такой пример: «Изучение биографии М.Ю. Лермонтова обычно шло каноном изучения любой биографии. Но вот Г.К. Бочаров предложил изменить композицию этого материала, начав изучение не с момента рождения писателя, а с появления стихотворения «Смерть Поэта» – с момента, когда Россия признала нового поэта, пришедшего на смену Пушкину. Это не было механической перестановкой материала – разрушалась традиция неторопливого, строгого хронологического рассказа, пробуждалась инициатива в подборе материала при сохранении принципа историзма. Такая находка настраивала не только на возможность перестановки материала, но и на поиски формы выделения главного в судьбе поэта».) // «Проблемы преподавания литературы в средней школе.» под ред. Т.Ф. Курдюмовой, М., Просвещение, 1985, С. 74.

На последующих уроках варианты подготовки к восприятию могут быть самыми разными. Подготовить учащихся к восприятию помогут: эпиграф к уроку, обсуждение публицистической статьи на близкую тему, события жизни, которые делают проблему, заложенную в теме урока, актуальнее, музыкальное произведение, кинофильм, чтение стихотворения и т.д.

Например, варианты подготовки к восприятию «Песни о вещем Олеге» А.С. Пушкин:

1. Историческая справка о времени, описанном в произведении. Учитель, даже если он обращается к фрагменту летописного сказания, не столько знакомит класс с конкретными фактами, сколько дает представление о сложном и наивном мировосприятии далеких предков, о напряженных, драматичных поисках выбора правильной линии поведения. Главное – обеспечить краткость и эмоциональность рассказа.

2. Рассказ об истории создания «Песни о вещем Олеге». При выборе этого варианта учитель затрагивает ряд биографических моментов, связанных с созданием произведений на темы родной истории. Этот вариант дает возможность словеснику обратить внимание класса на «лабораторию» писателя, на то, как уточнялся его замысел, как возникало под пером художника произведение именно на историческую тему.

При этом варианте демонстрация работы писателя над словом дает возможность органически включить в урок словарную работу; уже на этом этапе подготовки появляется представление о личности автора, возникает установка на восприятие произведения именно данного писателя.

3. В сильном классе учитель может дать предельно популярный очерк темы родной истории в творчестве Пушкина.

4. Эвристическая беседа. Вопросы: Какие произведения Пушкина прочли? Какие инсценировки, фильмы, мультфильмы по его произведениям знаете? и т.д. Уважительное обращение к ученическому читательскому опыту и незаметное, протекающее в рамках этой же беседы втягивание учеников в новый круг вопросов и задач – полезная структура работы. Она многое дает и учителю в смысле знакомства с реальными возможностями класса, ориентировки в том, какие вопросы и задания посильны данным ученикам.

Но при обращении к этому варианту словеснику грозит опасность поверхностной и бесплодной беседы – нужно суметь дать интересные комментарии к тем почти наверняка односложным ответам, которые он получит на свои вопросы.

5. Беседа и слово педагога о стихотворных произведениях вообще и о стихотворениях Пушкина. Изучая «Сказку о мертвой царевне …», ребята обращались к сопоставлению стихотворной и прозаической речи, учились видеть стихотворную форму сказки. Баллада «Песнь о вещем Олеге» тоже лиро-эпическое произведение, стихотворная форма которого способствует более яркому и эмоциональному, более приподнятому восприятию. Ученики могут увидеть и объяснить, как в данном произведении форма способствует созданию определенного настроения у читателя, нравится ли им стихотворная форма. Поскольку педагог часто сопоставляет фрагмент из летописи с произведением Пушкина, то и при этом сопоставлении внимание привлекается к различию стихотворной и прозаической формы.

6. Путь к произведению через другие виды искусства. Имеется в виду не обращение к иллюстрациям после чтения произведений, в процессе их анализа, и не сопоставление, завершающее работу над текстом ради переклички двух видов искусства, а знакомство с классикой иллюстрирования как свидетельством значительности того произведения, к анализу которого приступает класс. Например, иллюстрации В.М. Васнецова. Показав серию его иллюстраций, можно приступать к чтению произведения, образы и события которого уже стоят перед глазами читателя.

При демонстрации иллюстративного материала необходим такт, чувство меры – необходимо помнить, что в этом случае изобразительное искусство «вторично», подчинено литературе.

Вариантов подготовки к восприятию может быть много, но надо помнить, что все же в центре урока находится знакомство с текстом художественного произведения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: