Анализ по инструкции

Особым типом упражнений, обеспечивающих понимание школьниками всего процесса выявления личностного смысла прочитанного, является упражнение «по инструкции». Суть упражнения заключается в том, чтобы школьники знали способ чтения и могли бы рассказать своими словами, в чем специфика действий читателя на разных этапах: до начала чтения, в процессе чтения и в размышлении над текстом после его прочтения. Сущность обращения к целостной системе самостоятельной работы с художественной книгой еще состоит и в том, чтобы сориентировать учащихся на деятельность «идеального читателя», напомнить, как работает с текстом тот, кто умеет хорошо читать.

Памятка для самостоятельного чтения

I этап Первоначальное знакомство к книгой и автором Что я знаю об авторе произведения? Какие книги читал? В чем смысл заглавия? Каков жанр произведения? О чем произведение?
II этап Работа в процессе чтения О каких событиях идет речь? В каких картинках их рисует писатель? Как автор описывает героев? Какими я их себе представляю? Каково мое первоначальное впечатление от прочитанного?
III этап Работа над текстом после его прочтения а) Все ли мне понятно? С какой целью автором написано произведение? Какую картину жизни рисует писатель? С какими героями он знакомит? Как сам относится к своим персонажам? б) Что особо личностно значимо для меня к прочитанном произведении?

Под руководством учителя ученики выполняют, работая с текстом, десятки учебных действий, при этом далеко не всегда видят их необходимость и целесообразность. Вот почему, знакомя учащихся с читательской деятельностью, важно выделить систему действий, а в составе каждого из этих действий указать последовательность выполняемых операций, закрепив их для учащихся соответствующей «Памяткой».

Пооперационный контроль дает возможность точно фиксировать допущенные ошибки, позволяет выяснить

а) выполняет ли обучаемый то действие, которое намечено,

б) правильно ли его выполняет,

в) соответствует ли форма действия данному этапу усвоения,

г) формируется ли действие с должной мерой обобщения…

На уроках второго круга чтения учитель ставит задачу обучения учащихся рациональным приемам самостоятельного приобретения новых знаний о прочитанном произведении, обогащения личностного значения прочитанного в результате установления литературных связей с изученным ранее.

Под обогащением личностного смысла от вновь прочитанных произведений на основе установления внутрипредметных связей с изученным ранее следует понимать:

1. Включение произведений в круг других, аналогичных по идейно-тематическим и жанровым особенностям.

2. Определение индивидуальных особенностей произведения благодаря сравнению и сопоставлению с изученным.

3. Возможность продемонстрировать совпадение «нравственного впечатления», личностного значения произведения с авторской направленностью мысли.

Итак, подводя итог вышесказанному, можно сказать, что основная функция уроков чтения и обсуждения произведения в классе – в подготовке учащихся к самостоятельному чтению через организацию самостоятельной работы школьников, направленной на усвоение рациональных приемов приобретения новых знаний.

(Использована книга Л.Я. Гришиной «Подготовка к самообразованию на уроках литературы», Брянск, 1988).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: