Уроки обучающе- подготовительного типа

Необходимость проведения таких уроков вызвана следующими обстоятельствами. Свободное чтение учеников, как правило, охватывает привычные темы и жанры: одни читают преимущественно произведения о войне, другие – произведения фантастики; одни отдают предпочтение эпическим произведениям, другие - увлекаются поэзией, некоторые совершенно не читают поэтов-романтиков, другие – лирической прозы, стихов философского содержания. Тем самым подростки многое теряют в гражданском и духовном становлении, эстетическом воспитании.

Необходимо помнить, что при изучении сложных произведений необходимо формировать художественное восприятие, не допуская его искажения, что возможно только на уроке,а не в самостоятельном домашнем чтении. Потому стоит позаботиться о проведении уроков обучающе-подготовительного типа, на которых у учащихся сложится положительное эмоционально-эстетическое отношение к произведению, сформируются условия для правильного его восприятия (в этом помогут чтение произведения и идейно-стилевой комментарий); лекция об особенностях творчества писателя, жанра, рода литературы; чтение и анализ произведения в процессе эвристической беседы; оценка литературного явления в свете идей критической статьи, изложение учителем своей читательской позиции и т.п.), выявятся первые личные реакции и впечатления школьников. При таком подходе самостоятельное домашнее чтение школьников будет проходить с учетом учительской идейно-эстетической оценки творчества писателя.

Эти особенности учебного процесса обуславливают и виды уроков подобного типа:

В среднем звене а) урок рекомендации книг по новой теме

б) урок - конкурс

в) урок - практикум.

Остановимся подробнее на характеристике урока- практикума. Он проводится в начале месяца по одному из произведений, предложенных для внеклассного чтения. Перспективное, пропедевтическое чтение одного из произведений помогает сориентировать школьников в самостоятельной работе с книгой и практически исключить поверхностное, бездумное чтение. На заключительном этапе урока учащимся предлагается сопоставить мнение о книге до и после изучения произведения в классе, констатировать, что изменилось в понимании идейно-художественного содержания, сделать для себя выводы. К уроку – практикуму каждый учащийся заполняет контрольную карточку: 1. Вдумайтесь в заглавие. Предложите свое. 2. Продумайте вопросы для обсуждения произведения в классе. 3. Составьте мнение о книге до и после обсуждения в классе.

Структура урока – практикума.

1. Вступительное слово учителя.

2. Обобщение результатов домашней работы (учащиеся отбирают лучшие вопросы для обсуждения).

3. Обсуждение вопросов с повторным чтением текста, инсценирование, чтение по ролям и т.д.

4. Подведение итогов.

В старших классах: а) урок- консультация;

б) урок – беседа;

в) урок комментированного чтения;

г) литературная композиция (готовится в кружке или с группой учащихся)

д) урок – лекция и др.

Поскольку главная цель таких уроков – готовить школьников к самостоятельному чтению, специфическими структурными элементами их становятся: разъяснение, комментирование текста; консультации по узловым проблемам темы, произведения, поэтического сборника, советы и рекомендации по самостоятельному домашнему чтению.

Учебный процесс на уроках подготовки школьников к самостоятельному чтению и восприятию произведений активен. С одной стороны, он характеризуется наблюдениями и размышлениями над идейно-стилевым своеобразием произведения, с другой,– эмоциональностью, эстетической выразительностью. Преобладающим становится метод творческого чтения в сочетании с эвристическим. Учитель на таких занятиях- чтец, комментатор, консультант.

Роль этих уроков в литературном развитии учащихся очевидна: они воспитывают чуткость к новым литературным явлениям, желание их понять. Изучая идейное и стилевое своеобразие конкретного произведения, школьники готовятся к восприятию других литературных явлений, родственных в жанрово-тематическом и стилевом отношении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: