В процессе изучения литературы

Лекция № 9

Развитие речи учащихся средних классов

1. Привитие навыков культуры речи - одна из основных задач литературного образования.

2. Основные направления развития устной и письменной речи

а) обогащение словарного запаса детей;

б) работа над монологической. речью;

в) развитие детского творчества.

3. Сочинение на литературную тему в средних классах.

Речевая культура человека играет в его жизни, важную роль, так как определяет круг общения, роль его в этом круге. В широком смысле слова работа по развитию речи означает развитие образного и логического мышления, нравственных чувств, памяти и т.д. Лишь на основе развития речи формируется эмоциональная сфера, вырабатывается умение эмоционально, последовательно выражать свои мысли и отстаивать свою позицию, свои убеждения. Работа по развитию речи требует разнообразных методов, как по форме, так и по содержанию (биографии писателей, художественные тексты, научные тексты). Образец речи дает учитель. Он должен образно, содержательно, с акцентом на глав­ном анализировать, комментировать, читать выразительно.

В школьной программе изложены основные требования к ключевым умениям, связанным с развитием речи. После программ каждого класса указаны письменные работы. /

8 класс

Ученик должен

- Уметь составить простой и сложный план.

- Устно и письменно, сжато и выборочно излагать материал.

- Характеризовать литературного героя

- Делать обобщения по изложенному

- Устно и письменно давать сочинения - рассуждения. Справляться с сравнительной групповой характеристикой.

- Писать отзыв о прочитанной книге, кинофильме, спектакле.

Формируя речь школьника, учитель должен совершенствовать и свою речь. Стремиться ктому, чтобы ученики овладели многообразием форм изложения: публицистическим, художественным и научным стилем.

Речь школьника, как и самого учителя, должна отвечать ряду требований. В монологической речи ученик должен показать свое понимание темы, уметь как в устной форме, так и в письменной отделить главное от второстепенного, быть последовательным, эмоциональным в изложении, т.е. передать свое отношение. Характеристика основных направлений развития речи учащихся средних классов:

I. Обогащение словарного запаса детей.

Обучение композиции речи начинается с умения составлять план. В устной речи имеет существенное значение вопрос о том, как ее начать и как закончить.

Вопрос о вступительной и заключительной частях лекции и вообще устного выступления неоднократно ставился методистами. И.Я. Кленицкая и Л.Е. Ковалева (Учите любить книгу. М., Знание, 1963) писали, что «очень часто ученика затрудняет именно начало», «если ученик начинает не стандартно, по-своему, ему и продолжать естественней так же», они предложили даже специальные упражнения по придумыванию интересного начала речи.

Комедия «Горе от ума» прочитана и пройдена. Все объяснено, обо всем говорено. На дом ребята получают задание – рассказать о Чацком. Учитель говорит: «Знаете что? Давайте рассказывать о Чацком как-нибудь по особенному. Чтобы начало было интересным. Давайте придумаем разные возможные интересные начала!» Ребята молчат. Учитель понимает: надо им сперва показать. И думает вслух: «А не начать ли нам так?.. Бал… Разряженные дамы и мужчины танцуют или, прохаживаясь, сплетничают друг о друге. Девицы обсуждают последние моды, молодые люди – новые назначения. Но кто это стоит в стороне от всех, с усталым и печальным лицом? Это – Александр Андреич Чацкий. Почему же он не принимает участия в общем веселье?» И дальше поясняет: «И вот тут-то вы и начнете объяснять, почему, и через это «почему» раскроете образ Чацкого; его конфликт с обществом и все остальное».

Третья сторона мастерства устной речи – словесное оформление материала.

Существуют ли обязательные нормы правильной речи? Многие лингвисты, педагоги и писатели сомневаются в языковых нормах, установленных словарями, вообще установить для литературного языка вполне твердые каноны, потому что язык – явление постоянно изменяющееся. Как решать вопрос о нормах литературного языка в школе, в работе учителя? Вопрос этот ставился еще в 19 веке и лингвистами и педагогами. Так, И.И. Срезневский высказывал сомнения в существовании твердых границ между литературным и общенародным языком. Он приходил к выводу, что школьники должны овладеть нормами литературного языка, но им необходимо знать и общеразговорный язык: «Граница между тем и другим языком не может быть резко определена, нельзя положить безусловно, что то или другое слово или выражение не может быть употреблено в разговоре или письме: если оно необходимо и образно правильно, то и может быть употреблено, - лишь бы было кстати». (И.И.Срезневский Об изучении родного языка вообще и особенно в детском возрасте. СПб., 1899, с. 169).

Педагог А.Д. Алферов, автор известной книги «Родной язык в школе» (1910), шел еще дальше в свободном отношении к нормам литературного языка. Он опасался, что усвоение твердых норм (и только этих норм) лишает детскую речь естественности, своеобразия, и поэтому очень поощрял детские словообразования (А.Д. Алферов Родной язык в школе. М., 1910, с. 65).

Мастерство устной речи. Пособие для учителя Под ред. В.В. Голубкова, Изд-во «Просвещение», М., 1967.

Устное слово – это, прежде всего, слово живое, выразительное. Устная речь отличается от письменной тем, что она обладает значительно большим арсеналом средств для передачи мыслей и чувств. Слово в устной речи почти всегда в той или иной степени сопровождается интонацией, мимикой и жестикуляцией.

Школа должна заботиться о мастерстве интонирования и как необходимом его условии – мастерстве ясной и четкой дикции.

Вторая особенность устной речи – это неизменно присущая ей в той или иной степени импровизированность.

Третья – непосредственность общения оратора со слушателями. Устное выступление может иметь характер монологический (доклад, сообщения, лекция) или диалогический (выступления в прениях, в споре, в диспуте), но устная речь всегда рассчитана на определенных слушателей.

Мастером устной речи мы называем того, кто удовлетворяет трем основным требованиям: говорит 1) содержательно и убедительно, 2) последовательно и логично, 3) кратко, правильно, эмоционально и выразительно. Заботясь о развитии речевого мастерства, необходимо ставить все три задачи: научить раскрывать содержание речи, подбирая необходимый материал, строить, компоновать речь и умело ее излагать.

Есть два пути развития устной речи, идущие в человеческой жизни обычно рядом. Один – стихийный, определяемый физическим и духовным ростом человека.

Второй путь – сознательное, целенаправленное воздействие школы, книги, газеты, радио и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: