Пообразный анализ
Композиционный анализ
Идейно-тематический анализ
1.Всесторонний учет фактов и обстоятельств, в которых возникло изучаемое явление и развивалось.
2.Рассмотрение художественного мира произведения (каково его время, пространство, социальная и материальная среда, каковы запросы этого времени).
3.Изучение мировоззренческой позиции писателя.
4.Соотнесение проблем, выдвигаемых временем, с идейно-художественной направленностью произведения.
5.Описание результатов.
1.Определение авторской позиции, отношение автора к изображенному (общая художественная оценка и трактовка изображенного, отбор фактов, расположение материала).
2.Работа с текстом произведения или отдельными частями, наблюдение за развертыванием и становлением идей в системе соотнесенных и взаимодействующих друг с другом элементов.
3.Установление закономерностей, на основании которых все отдельные элементы связываются в единое художественное целое.
1.Восприятие произведения. Выделение основных действующих лиц.
|
|
2.Отбор из текста эпизодов, характеризующих действующих лиц. Классификация материала. Составление плана-характеристики.
3.Группировка образов произведения: отношение к действительности, позиция героя и т.д.
4.Понимание изображенного характера, его сущности, его места в жизни и определение в связи с этим концепции мира и человека.
1.Первичное обобщение, на основе которого выделенные образы, композиция произведения рассматриваются с единой установкой на определение основного идейного стержня произведения.
2.Детальная работа с текстом, выделение ведущих речевых средств, переход от одного стиля изложения к другому, характер авторских оценок, выраженных посредством подбора и смены слов и фраз, своеобразие синтаксического движения.
3.Обобщение материала наблюдений: повторяемость художественных средств, их внутренняя спаянность, логическая обусловленность, нерасторжимость идей и авторского стиля.
Целостный анализ или научную интерпретацию текста связывают с анализом вслед за автором (В.Г.Маранцман), когда исследователь, останавливаясь поочередно на каждом элементе, показывает его роль и место в идейно-художественном содержании всего произведения.
Если на изучение произведения в школе отводится несколько часов, то есть возможность всестороннего его рассмотрения. При составлении тематического плана учитель сразу намечает и путь анализа. Например, А.С.Грибоедов «Горе от ума».
1. Очерк жизни и творчества. Комедия «Горе от ума» – картина нравов, галерея живых типов и острая сатира на общество 19 века.(целостный).
2. Общечеловеческий смысл комедии. Злободневность звучания в наше время. (проблемный).
3. Своеобразие композиции (переплетение двух сюжетных линий – общественной и личной). (композиционный).
4. Система образов: защитники моральных устоев «века минувшего», молодое поколение (Чацкий – Софья – Молчалин – Скалозуб). (пообразный).
5. Меткий афористический язык комедии. (стилистический).