Собеседование при устройстве на работу

Контрольные вопросы

1.Дайте определение деловой беседе.

2.Назовите примеры деловой беседы.

3. Что способствует созданию и поддержанию в коллективе благоприятного морально-психологического климата?

4. Перечислите этапы (фазы) деловой беседы.

5. Назовите и охарактеризуйте правила для слушающего и говорящего.

6. Какие этические нормы и требования играют важную роль в проведении деловой беседы?

В ходе собеседования самое главное – не волнуйтесь! Настройте себя так, что, если вам суждено получить эту работу – вы ее получите, а если нет – ничего страшного не произойдет, наоборот, где-то вас ждет другая работа, еще лучше этой.

Держитесь уверенно и дружелюбно.

Войдя в помещение, улыбнитесь и громко поздоровайтесь. Если вам протянут руку для рукопожатия, не смущайтесь, пожмите ее коротко и энергично, но сами руку не протягивайте.

Первые слова, которые вы должны сказать тому, кто будет проводить собеседование: «Спасибо, что уделили мне время». Благодарность – это нормальное проявление вежливости.

Когда вам предложат сесть, еще раз скажите «спасибо», если предложат чай или кофе, не отказывайтесь, вам не помешает сделать пару глотков, особенно если от волнения у вас пересохнет в горле, но когда вам предложат сигарету, скажите «спасибо, нет» и не курите. Предложат что-то еще – поблагодарите обязательно, а вот многократно извиняться неизвестно за что - это явно лишнее. Кстати, пока вам не предложат сесть – не садитесь. Если ожидание слишком затянется, спросите: «Где мне можно сесть?» и сядьте на то место, которое вам укажут. Когда стул для интервью стоит посреди комнаты, не передвигайте его на другое место. Если наниматель сидит за письменным столом, к которому перпендикулярно приставлен длинный стол для переговоров, и широким жестом предлагает вам садиться, не указывая конкретного места, не скромничайте и не занимайте место на дальнем конце стола, но и не усаживайтесь по-хозяйски на самый ближний к нему стул. Второе-третье место будет в самый раз, чтобы между вами сохранялось расстояние в полтора-два метра.

Сумку повесьте на спинку стула или держите на коленях, но ни в коем случае не ставьте ее на стол. Сразу, как сядете, посмотрите в глаза тому, с кем вам предстоит разговаривать, так, как если бы перед вами был не грозный начальник, от которого зависит, примут вас на работу или нет, а ваш дальний родственник, которого вы давно не видели и сейчас спокойно расскажете ему о себе. Не опускайте глаза, если вы все-таки немного смущаетесь, смотрите на точку между его бровями.

Не начинайте разговор, пусть его ведет тот, кто исполняет роль хозяина. Внимательно слушайте вопросы, отвечайте кратко и вдумчиво.

Вот о чем вас могут спросить помимо вопросов об имеющемся образовании и опыте работы:

1. Каковы были ваши успехи в школе, в колледже, в институте, на прежней или временной работе?

2. Почему вы хотите получить именно эту работу?

3. Есть ли у вас планы на будущую карьеру?

4. Планируете ли вы учиться дальше или повышать свою квалификацию?

5. Какая у вас ситуация в семье?

6. Есть ли у вас дети?

Не спешите и, прежде чем заговорить, сделайте небольшую паузу, чтобы показать свою вдумчивость и убедиться, что правильно поняли вопрос. Отвечайте коротко и не перескакивайте с одного на другое. Если у вас больше одного собеседника, смотрите на всех присутствующих при разговоре, а не только на того, кто кажется вам здесь самым главным. Не исключено, что насчет главного вы ошибаетесь, поэтому постарайтесь понравиться всем, но только не кокетничайте. Сидите прямо, не сутультесь, руки держите свободно, ничего не трогайте на столе у того, с кем вы беседуете.

Не скрещивайте руки, не закидывайте ногу за ногу, особенно если ваш собеседник даст вам возможность почувствовать себя свободно.

Следите за своей речью и не пытайтесь заполнить возникшую в разговоре паузу.

Ничего не говорите о домашних делах, если вас не спрашивают. Когда наниматель начинает «солировать», поддакивайте ему, но не перебивайте, чтобы вставить свое замечание, и не спорьте, даже если вы с чем-то не согласны.

Если вашу беседу прервет какой-то телефонный звонок и по лицу хозяина кабинета, по каким-то отдельным словам вы поймете, что ему мешает ваше присутствие, спросите, не стоит ли вам выйти. Во всех остальных случаях, когда ваш собеседник поднимает трубку телефона, примите несколько отстраненный вид и спокойно ждите продолжения разговора.

Постарайтесь не заговорить о зарплате первой, дождитесь, пока это сделает ваш наниматель! Рано или поздно эта тема возникнет.

Постарайтесь получить другие сведения о вашей будущей работе и создать впечатление о себе, как о деловом человеке.

Начинайте с вопросов, которые должны показать вашу заинтересованность:

· Какие обязанности мне предстоит выполнять?

· Как и перед кем нужно отчитываться о результатах?

· Как администрация относится к заочной учебе?

· Как и когда предоставляются отпуска?

· Есть еще один вопрос, помимо зарплаты, который в условиях российского рынка труда можно считать скользким, хотя в любой другой стране каждый претендент на рабочее место поинтересуется этим: Каковы условия медицинского и пенсионного страхования?

Вообще-то, это обязательные вещи, но у нас подобные вопросы нужно задавать крайне деликатно, особенно если работодатель не спешит дать развернутый ответ. Если вакантное место вам точно обещано, и вы уже договариваетесь о том, когда приступать к работе, можете попросить, чтобы вам показали ваше будущее рабочее место и познакомили с людьми, с которыми или под руководством которых вам предстоит трудиться.

Когда вас поведут по зданию, идите уверенно, только постарайтесь не слишком громко стучать каблуками.

Если ничего конкретного вам не обещают, но все основные вопросы уже решены, следите за сигналами к окончанию разговора.

Перед тем как уйти, поблагодарите за встречу и выскажите свой энтузиазм: «Спасибо, что встретились со мной. Я очень заинтересована в этой работе и уверена, что смогу выполнять ее хорошо».

На прощание улыбнитесь и выйдите уверенным шагом.

После собеседования вам могут сразу сказать о принятом решении, а могут отложить это известие на некоторое время. Если вам обещали позвонить в определенный день, а звонка вы так и не дождались, можете на следующий день позвонить сами и поинтересоваться результатами собеседования. Не получив определенного ответа сразу, можете позвонить еще раз через некоторое время, но не ждите слишком долго и не расстраивайтесь, если из всех претендентов на эту вакансию выбрали не вас. То, что наниматели предпочли кого-то другого, не означает, что он или она лучше вас, просто эта работа – не ваша. Не сожалейте о потраченном времени, ведь вы приобрели самое ценное – опыт.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow