Контрольные вопросы
Основные этапы переговоров, способы подачи позиции.
Исходный пункт– это определение цели. Ошибается тот, кто в качестве цели переговоров ставит безоговорочное принятие своей точки зрения. Он должен помнить, что его решение – это лишь один из вариантов достижения цели, но не сама цель.
Вторая ступень – это планирование, поиск лучшего пути и его обстоятельное изучение. Планы зависят от цели и средств. При этом средства – это не только финансовые фонды или материальные вспомогательные ресурсы, но и люди, которые реализуют принятые решения, опираясь на свой творческий потенциал и возможности. Предметом изучения должны быть и обстоятельства, сопутствующие выбранному варианту решения. Нет ли правовых противопоказаний? Есть ли прецеденты? Какие возможные последствия? Не выходим ли мы за рамки уже имеющихся решений? Использовалась ли информация, имеющая вероятностный характер?
Готовясь к переговорам, надо иметь ввиду, что уже на этой стадии происходит установление рабочих отношений с партнером. Стороны, как правило, вступают в переговоры, обсуждая, например, повестку дня и процедурные вопросы. Первые чисто «технические» сбои здесь могут негативно сказаться на дальнейшем ходе переговоров. Поэтому не стоит с пренебрежением относиться к подобным «мелочам». Характер отношений с партнером по переговорам также оказывает значительное влияние на результат.
|
|
Третья ступень – процесс ведения переговоров. Даже в тех случаях, когда партнеры совершенно искренне стремятся найти совместное решение обсуждаемой проблемы, на пути к конечному результату им надо пройти эти этапы. В противном случае существует опасность либо завершить переговоры неудачным решением, либо вообще упустить возможность выйти на договоренность. Репутация – это та сфера явлений, которая может сохраняться достаточно долго несмотря даже на то, что факты могут противоречить ей. Поэтому нарушение выполнения договоренностей может негативно сказаться не только на дальнейшем взаимодействии с этим партнером, но и с другими, поскольку информация о степени надежности партнеров быстро распространяется.
Анализ переговоров. Подводятся итоги содержательной части – что было сделано, как были достигнуты договоренности.
1. Какие требования предъявляются к деловым совещаниям, собраниям, встречам, переговорам?
2. По словарям найдите определения конкуренци, состязания, противоборства, конфронтации и сравните их между собой.
3. Перечислите ступени прохождения переговорного процесса.
4. Что включает в себя успешный переговорный процесс?
|
|
5. Каких ошибок следует избегать при ведении переговоров?
6. Какова роль репутации в переговорном процессе?
7.На Ваш взгляд, какие возможны виды компенсации за срыв переговорного процесса?
Публичные выступления – это способ добиться поставленной цели, установить и наладить деловое сотрудничество. Именно поэтому важно владеть приемами публичных выступлений и нормами их проведения.
Основой публичной речи является владение культурой языка делового человека.
Однако у диалога с аудиторией есть свои особенности.
Во-первых, между оратором и аудиторией существует значительное расстояние. Особенно это касается выступлений через средства массовой информации.
Во-вторых, ведущая роль всегда отведена оратору: от его действий и слов зависит реакция аудитории.
В-третьих, воздействие происходит не на личностном, а на групповом (общественном) уровне, что усложняет задачу оратора.
В-четвертых, публичная речь требует от оратора особых качеств и психологической подготовки. Публичная речь – обращение оратора к большой аудитории со значительного расстояния.
Тщательная подготовка помогает правильно построить публичное выступление и поддержать контакт с аудиторией.
В публичном выступлении выделяют несколько этапов:
· обращение,
· обозначение темы,
· повествование т описание,
· доказательство и опровержение,
· завершение и воззвание.
Рекомендации по применению приемов публичной речи:
· Уверенной походкой подойти к месту выступления;
· Занять место и приготовить бумаги;
· Выдержать паузу, и окинуть взглядом аудиторию и пригласить ее к беседе;
· Обратиться к аудитории (Дамы и господа), перечислив всех должностных лиц по убыванию ранга и поздороваться;
· Представиться аудитории;
· Поблагодарить слушателей, за то, что они пришли;
· Назвать тему выступления, кратко обозначить цель беседы, если это важно для общения;
· Использовать интересное вступление для привлечения к себе внимания: дружеское участие, неожиданный вопрос, интересная задача, увлекательный пример, сравнение, юмор;
· Обозначить структуру предстоящей речи;
· Поддерживать «образ оратора» вербальными и невербальными средствами;
· Выдерживать культуру деловой речи;
· Поддерживать непринужденную манеру изложения текста;
· Выдерживать умеренный темп речи. Делать паузы, чтобы слушатели успевали за мыслью говорящего и делали записи;
· Иллюстрировать свою речь примерами, рисунками, схемами, использовать переходы между темами;
· Исправлять допущенные оговорки сразу, если они замечены и важны;
· Эмоционально и убежденно излагать тезисы, использовать юмор;
· Прибегать к провокации (побуждению аудитории к несогласию) в случае знания темы;
· Использовать различные виды и тактики аргументации в зависимости от темы и цели выступления;
· Заканчивать речь несколько раньше обещанного;
· Подводить итоги и обобщать сказанное;
· Использовать эмоциональную концовку, оптимистичную по духу: риторический вопрос, собственное мнение, метафору;
· Отвечать на вопросы после выступления лаконично, содержательно.
Нежелательные приемы в публичной речи:
· Ходить перед трибуной;
· Прятать взгляд;
· В обращении использовать лесть (Многоуважаемые господа);
· Начинать речь с извинений и обещать закончить речь побыстрее или не задерживать аудиторию;
· Делать длинное вступление;
· Начинать с далекой от темы мысли, истории, закона;
· Формировать неблагоприятный имидж оратора;
· Говорить в пол или потолок;
· Следовать буква в букву записям доклада;
· Использовать сложную профессиональную терминологию;
· Пропускать смысловые части выступления;
· Допускать ошибки в аргументации;
· Использовать доказательства, не подходящие аудитории;
|
|
· Затягивать речь или неожиданно обрывать речь;
· Говорить «Я закончил» или «У меня все»;
· Сразу по окончании речи уходить.
Особое внимание следует уделить работе с аудиторией.
Поддержание внимания аудитории достигается приемами обращения к ней, учета ее состава, опоры на интерес слушателей.
В ходе выступления запрещается:
1. Рассказывать «для себя»;
2. Обрывать слушателей, разговаривающих между собой;
3. Игнорировать вопросы аудитории;
4. Говорить, что вопросы вас сбивают с толку;
5. Отвечать, не зная ответа;
6. Обрывать реплики или делать замечания;
7. Не реагировать на реплики;
8. Умалять ценность замечаний.