Конспект лекций 28 страница

наличие установленной ежегодной внутрипрофсоюзной статистической отчетности по структуре и членству, а также сводной финансовой отчетности.

При наличии указанных оснований республиканские профсоюзы, их объединения и организационные структуры (подразделения), включая первичные организации, созданные на предприятиях, в учреждениях, организациях, обладают всеми полномочиями, предоставленными настоящим Законом, и на соответствующих уровнях обеспечивают защиту трудовых, социально-экономических прав и интересов членов профсоюзов.

Республиканские профсоюзы, их объединения и организационные структуры (подразделения), включая первичные организации, созданные на предприятиях, в учреждениях, организациях, не имеющие установленных настоящим Законом оснований представительности, отстаивают интересы своих членов в пределах предоставленных законодательством Республики Беларусь полномочий, а также путем присоединения (с согласия сторон) к коллективным договорам (соглашениям), заключаемым наиболее представительными профсоюзами или их объединениями (ст. 7 Закона).

Основные права профсоюзов:

права профсоюзов по защите трудовых прав граждан;

права профсоюзов по социальной защите граждан;

участие профсоюзов в решении вопросов;

разгосударствления и приватизации государственной собственности;

права профсоюзов в области охраны труда и окружающей среды;

право профсоюзов на ведение коллективных переговоров, заключение коллективных договоров (соглашений);

право профсоюзов на заключение соглашений в социально-трудовой сфере;

право профсоюзов на осуществление общественного контроля за выполнением коллективного договора (соглашения);

полномочия профсоюзов в области социального обеспечения и социального страхования;

полномочия профсоюзов в области охраны здоровья;

право профсоюзов на осуществление общественного контроля за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде и профсоюзах;

право профсоюзов на информацию;

право профсоюзов на участие в подготовке и повышении квалификации профсоюзных и других кадров;

право профсоюзов на объявление забастовок.

Профсоюзы защищают трудовые права своих членов, принимают участие в разработке государственной политики занятости, вносят предложения по социальной защите лиц, высвобождаемых с предприятий, из учреждений, организаций, в соответствии с коллективным договором (соглашением) и законодательством Республики Беларусь.

Профсоюзы защищают трудовые права граждан - членов профсоюзов при заключении или расторжении трудовых договоров (контрактов), знакомят вновь принятых на работу с содержанием коллективного договора (соглашения) и уставом юридического лица.

В случае несоответствия трудового договора (контракта) законодательству Республики Беларусь, коллективному договору (соглашению) профсоюзы вправе требовать от нанимателя в интересах работника - члена профсоюза изменения условий трудового договора (контракта).

В случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, расторжение трудового договора (контракта) по инициативе нанимателя производится после предварительного, но не позднее чем за две недели, уведомления соответствующего профсоюза. В случаях, предусмотренных коллективными договорами (соглашениями) расторжение трудового договора по инициативе нанимателя может производиться только с предварительного согласия соответствующего профсоюза.

Ликвидация или реорганизация предприятий, учреждений, организаций, их структурных подразделений, полная или частичная приостановка производства по инициативе нанимателя, собственника или уполномоченного им органа управления, влекущие сокращение рабочих мест или ухудшение условий труда, могут осуществляться лишь при условии предварительного уведомления (не позднее чем за три месяца) соответствующих профсоюзов и проведения с ними переговоров по соблюдению прав и интересов граждан (ст. 10 Закона).

Профсоюзы вправе в соответствии с законодательством Республики Беларусь участвовать в разработке социальных программ, направленных на создание условий, обеспечивающих достойный уровень жизни и свободное развитие личности, а также мер по социальной защите граждан, в определении основных критериев жизненного уровня, размеров индексации заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и компенсаций в зависимости от изменения индекса цен, в решении вопросов, связанных с оздоровлением и медицинским обслуживанием граждан, и осуществлять общественный контроль за соблюдением законодательства Республики Беларусь по социальной защите граждан.

Профсоюзы в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, участвуют в распределении жилья, а также средств, предназначенных для жилищного строительства, осуществляют на предприятиях, в учреждениях и организациях общественный контроль за состоянием учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, использованием ведомственного и служебного жилья, общежитий, других жилых помещений (ст. 11 Закона).

Профсоюзы осуществляют общественный контроль за соблюдением законодательства Республики Беларусь по вопросам разгосударствления и приватизации государственной собственности в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

В случаях, когда профсоюзы являются полномочными представителями трудового коллектива, они вправе участвовать в переговорах по разгосударствлению и приватизации предприятий, иметь своих представителей в создаваемых на предприятиях комиссиях по приватизации государственной собственности (ст. 12 Закона).

Профсоюзы осуществляют общественный контроль за соблюдением законодательства Республики Беларусь об охране труда и окружающей среды в порядке, установленном законодательством.

Профсоюзы имеют право в порядке, установленном законодательством, участвовать в экспертизе безопасности условий труда проектируемых, строящихся и эксплуатируемых производственных объектов, а также проектируемых и эксплуатируемых механизмов и инструментов, в аттестации рабочих мест по условиям труда.

Профсоюзы вправе участвовать в разработке государственных программ по вопросам охраны труда и окружающей среды, а также нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы охраны труда, профилактики профессиональных заболеваний и экологической безопасности.

В случаях выявления нарушений, угрожающих жизни и здоровью работников, профсоюзы, общественные инспекторы профсоюзов по охране труда вправе требовать от нанимателя немедленного устранения этих нарушений и одновременно обратиться в государственные органы по инспекции труда для принятия необходимых мер.

При невыполнении требований по устранению нарушений, особенно в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников, профсоюзы, их общественные инспекторы по охране труда вправе требовать от нанимателя приостановления работ до принятия решения соответствующими органами (ст. 13 Закона).

Профсоюзы (объединения профсоюзов), их организационные структуры (подразделения) имеют право на ведение коллективных переговоров, заключение коллективных договоров (соглашений) в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Переговоры и отчеты по выполнению заключенных коллективных договоров (соглашений) с профсоюзами ведутся гласно (ст. 14 Закона).

Профсоюзы могут заключать с соответствующими нанимателями, их объединениями, органами государственного управления соглашения по вопросам защиты трудовых и социально-экономических прав своих членов, определения основных критериев жизненного уровня, размеров компенсаций в зависимости от роста цен, установления прожиточного минимума и своевременного пересмотра размеров пенсий, стипендий, пособий в зависимости от индекса цен, по контролю за осуществлением этих мероприятий, а также по другим вопросам в соответствии с законодательством Республики Беларусь (ст. 15 Закона).

Профсоюзы вправе осуществлять общественный контроль за выполнением коллективного договора (соглашения).

В случае нарушения условий коллективного договора (соглашения) профсоюзы вправе направлять стороне коллективного договора (соглашения) представление об устранении этих нарушений, которое рассматривается в двухнедельный срок. О принятом решении сторона, получившая представление, обязана письменно информировать в указанный срок соответствующий профсоюз.

В случае отказа стороны, получившей представление, удовлетворить эти требования профсоюзов или недостижения соглашения между ними в указанный срок разногласия рассматриваются в соответствии с законодательством Республики Беларусь о разрешении коллективных трудовых споров (ст. 16 Закона).

Профсоюзы вправе представлять и защищать права и интересы граждан в государственных органах по вопросам социального обеспечения и социального страхования, осуществлять общественный контроль за их деятельностью в соответствии с законодательством Республики Беларусь (ст. 17 Закона).

Профсоюзы осуществляют общественный контроль за работой учреждений здравоохранения.

Профсоюзы управляют находящимися в их собственности (ведении) санаторно-курортными учреждениями и учреждениями отдыха, помогают своими денежными и другими материальными средствами в создании и организации работы принадлежащих предприятиям санаториев-профилакториев, баз отдыха, оздоровительных лагерей, участвуют в развитии массовой физической культуры, спорта, туризма.

Профсоюзы на основании соглашений, заключаемых с Советом Министров Республики Беларусь, органами государственного управления, республиканскими объединениями нанимателей, организуют за счет государственных и профсоюзных средств, прибыли нанимателей работу по улучшению санаторно-курортного лечения и развитию учреждений отдыха, туризма, массовой физической культуры и спорта с использованием находящейся в их собственности (ведении) материально-технической базы (ст. 18 Закона).

Профсоюзы имеют право на осуществление общественного контроля за соблюдением нанимателем, собственником или уполномоченным им органом управления законодательства Республики Беларусь о труде и профсоюзах и вправе требовать устранения выявленных нарушений. Наниматель, собственник или уполномоченный им орган управления рассматривают представления профсоюзов об устранении нарушений законодательства Республики Беларусь о труде и профсоюзах и в течение месячного срока сообщают профсоюзам о результатах рассмотрения.

Профсоюзы вправе по просьбе своих членов и других граждан обращаться в суд с исковым заявлением в защиту их трудовых и социально-экономических прав. В этих целях профсоюзы могут иметь службы правовой помощи и другие необходимые органы, компетенция которых определяется уставами (положениями) профсоюзов и актами законодательства Республики Беларусь.

Для осуществления общественного контроля за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде, защиты социальных и трудовых прав и интересов своих членов профсоюзы имеют право создавать технические и правовые инспекции труда, профсоюзные юридические службы и консультации, службы доверенных врачей, полномочия которых определяются Советом Министров Республики Беларусь.

Профсоюзы, их технические и правовые инспекции труда при осуществлении своих полномочий взаимодействуют с государственными органами надзора и контроля за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде.

Представители профсоюза при наличии оформленных в установленном порядке полномочий профсоюзного органа имеют право беспрепятственно посещать предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности и подчиненности, в которых работают члены данного профсоюза, для проведения проверок соблюдения законодательства Республики Беларусь о труде и профсоюзах, а также выполнения нанимателями, их должностными лицами условий коллективного договора (соглашения). Порядок осуществления профсоюзами общественного контроля за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде устанавливается Советом Министров Республики Беларусь (ст. 19 Закона).

Профсоюзы вправе в соответствии с законодательством Республики Беларусь получать от нанимателей (их объединений), субъектов хозяйствования, а также от органов государственного управления информацию по вопросам, связанным с трудом и социально-экономическим развитием, в пределах установленной статистической отчетности.

Профсоюзы наравне с другими общественными объединениями имеют право пользоваться государственными средствами массовой информации.

Профсоюзы имеют право на освещение своей деятельности в средствах массовой информации в порядке, установленном законодательством, могут быть учредителями средств массовой информации, проводить социологические исследования, иметь научные, информационные и учебно-исследовательские центры.

Право профсоюзов на информацию осуществляется в порядке, установленном законодательством (ст. 20 Закона).

Профсоюзы вправе создавать в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, средние специальные и высшие учебные заведения, учебные центры, научно-исследовательские учреждения, осуществлять подготовку, переподготовку, повышение квалификации и обучение профсоюзных работников и членов профсоюза, руководителей и специалистов предприятий, учреждений, организаций и других граждан.

Указанные учреждения профсоюзов могут в соответствии с законодательством Республики Беларусь и заключенными договорами (соглашениями) финансироваться за счет средств, передаваемых нанимателями (ст. 21 Закона).

Профсоюзы имеют право на организацию и проведение забастовок в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

При проведении забастовок по инициативе профсоюзов запрещается выдвижение политических требований (ст. 22 Закона).

Наниматели (их объединения), государственные органы, субъекты хозяйствования, общественные объединения и должностные лица обязаны соблюдать права профсоюзов. Указанные органы и лица за нарушение прав профсоюзов или воспрепятствование их законной деятельности несут ответственность в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Наниматели (их объединения), государственные органы, субъекты хозяйствования, общественные объединения и должностные лица не вправе препятствовать представителям профсоюзов посещать предприятия и организации, на которых работают члены этих профсоюзов (ст. 23 Закона).

В случае, если профсоюз является участником заключенного коллективного договора (соглашения), то профсоюзным работникам этого профсоюза предоставляются следующие гарантии (если иное не предусмотрено этим договором (соглашением)):

расторжение трудового договора по инициативе нанимателя (за исключением случаев, вызванных виновными действиями работника) с работниками, избранными в состав профсоюзных органов и не освобожденными от работы, допускается лишь с письменного предварительного уведомления (не позднее чем за два месяца) профсоюзного органа, членом которого они избраны;

расторжение трудового договора по инициативе нанимателя (за исключением случаев, вызванных виновными действиями работника) с работниками, избранными руководителями профсоюзных органов и не освобожденными от работы, допускается только с предварительного согласия вышестоящего профсоюзного органа;

лицам, избранным в состав профсоюзных органов, предоставляется преимущественное право оставления на работе при сокращении численности или штата работников при прочих равных условиях;

работникам, освобожденным от работы вследствие избрания на выборные должности в профсоюзных органах, после окончания их полномочий предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии с согласия работника - другая равноценная работа (должность) на том же предприятии, в учреждении, организации;

привлечение к дисциплинарной ответственности общественных инспекторов по охране труда и контролю за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде, работников, уполномоченных профсоюзом на участие в создаваемых на предприятии, в учреждении, организации комиссиях по коллективным переговорам, рассмотрению трудовых споров, примирительных комиссиях, допускается только с предварительного согласия профсоюзного органа;

коллективным договором (соглашением) могут предусматриваться дополнительные гарантии работникам, избранным в профсоюзные органы.

Освобожденные профсоюзные работники обладают такими же социальными и трудовыми правами и льготами, как и другие работники предприятия, учреждения, организации в соответствии с коллективным договором (соглашением) (ст. 24 Закона).

Профсоюзы в целях осуществления своих уставных задач имеют право организовывать и проводить в соответствии с законодательством Республики Беларусь митинги, уличные шествия, демонстрации и другие коллективные действия по защите интересов своих членов (ст. 25 Закона).

Защита прав профсоюзов осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Незаконное ограничение прав профсоюзов и создание препятствий в реализации ими своих полномочий не допускаются (ст. 26 Закона).

Профсоюзы владеют, пользуются и распоряжаются принадлежащими им на праве собственности имуществом и денежными средствами в соответствии с гражданским законодательством.

В собственности профсоюзов могут находиться здания, строения, сооружения, санаторно-курортные, туристические, спортивные, оздоровительные учреждения, культурно-просветительные, высшие и средние специальные учебные заведения, учебные центры, научно-исследовательские учреждения, предприятия, жилищный фонд, издательства, типографии, а также ценные бумаги и иное имущество, необходимые для обеспечения уставной деятельности профсоюзов.

Профсоюзы не отвечают по обязательствам других общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, которые в свою очередь не отвечают по обязательствам профсоюзов.

Источники, порядок формирования и использования средств профсоюзного бюджета определяются уставами (положениями) профсоюзов.

Источники доходов предприятий и организаций, принадлежащих профсоюзам, размеры полученных ими средств и уплата налогов контролируются государственными финансовыми органами и налоговыми инспекциями в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Профсоюзы в соответствии с их уставными целями и задачами имеют право в установленном порядке осуществлять внешнеэкономическую деятельность, создавать профсоюзные банки, страховые и акционерные общества, совместные коммерческие предприятия, заниматься издательской деятельностью, формировать необходимые фонды солидарности, культурно-просветительные и иные фонды (ст. 27 Закона).

Наниматель предоставляет профсоюзам, действующим на предприятии, в учреждении, организации, в пользование необходимые для их деятельности оборудование, помещения, транспортные средства и средства связи в соответствии с договором (соглашением).

Наниматель вправе передавать в пользование профсоюзам - находящиеся на балансе предприятия, учреждения, организации либо арендуемые ими здания, сооружения, помещения и другие объекты, а также базы отдыха, спортивные и оздоровительные центры, необходимые для организации отдыха, ведения культурно-просветительной и физкультурно-оздоровительной работы с работниками и членами их семей. Содержание, ремонт, отопление, освещение, уборка, охрана, а также иное обслуживание и оборудование указанных объектов осуществляются в соответствии с договором (соглашением).

Перечень объектов и размеры отчислений профсоюзам средств на проведение ими социально-культурной и иной работы на предприятии, в учреждении, организации определяются в порядке и на условиях, установленных законодательством Республики Беларусь, коллективным договором (соглашением) (ст. 28 Закона).

Профсоюз, нанесший своими незаконными действиями ущерб государству, физическим или юридическим лицам, обязан возместить его в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь (ст. 29 Закона).

Правовое положение религиозных объединений.

Статья 31 Конституции Республики Беларусь закрепляет право каждого на свободу совести, свободу вероисповедания. Граждане могут пользоваться правом на свободу вероисповедания индивидуально, а также совместно, путем создания религиозных объединений, исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов, не запрещенных законом.

Специальным актом, определяющим основные параметры правового положения таких объединений, является Закон Республики Беларусь от 17 декабря 1992 г. «О свободе совести и религиозных организациях» (в редакции Закона от 31 октября 2002 года). Он отражает принципиальные позиции государства в отношении религиозных объединений, а также в общих чертах виды и объемы правосубъектности этих объединений.

Религиозными организациями в Республике Беларусь признаются добровольные объединения граждан Республики Беларусь (религиозные общины) или религиозных общин (религиозные объединения), объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения религиозных потребностей, а также монастыри и монашеские общины, религиозные братства и сестричества, религиозные миссии, духовные учебные заведения.

Религиозные организации имеют следующие признаки:

вероисповедание;

разработанная культовая практика;

проведение богослужений;

религиозное просвещение и воспитание своих последователей.

Руководителем религиозной организации может быть только гражданин Республики Беларусь (ст. 13 Закона).

Религиозной общиной признается объединение в пределах территории одного или нескольких населенных пунктов группы граждан Республики Беларусь, являющихся приверженцами единого вероисповедания, для совместного исповедания веры и удовлетворения иных религиозных потребностей.

Религиозные общины образуются по инициативе не менее двадцати граждан Республики Беларусь, достигших восемнадцатилетнего возраста и постоянно проживающих в одном или нескольких населенных пунктах, имеющих смежные территориальные пределы, и действуют только на их территории.

Общины действуют на добровольных началах в соответствии со своими уставами и подлежат государственной регистрации в порядке, установленном настоящим Законом (ст. 14 Закона).

Религиозным объединением признается объединение религиозных общин единого вероисповедания для совместного удовлетворения религиозных потребностей их участников (членов).

Религиозные объединения образуются при наличии не менее десяти религиозных общин единого вероисповедания, из которых хотя бы одна осуществляет свою деятельность на территории Республики Беларусь не менее двадцати лет. Религиозные объединения действуют через свои органы управления.

Республиканским признается религиозное объединение, образованное из религиозных общин, действующих в большинстве областей Республики Беларусь. Деятельность республиканского религиозного объединения распространяется на территорию деятельности входящих в него религиозных общин.

Республиканское религиозное объединение имеет право создавать местные религиозные объединения из религиозных общин, действующих в одной или нескольких областях. Деятельность местных религиозных объединений распространяется на территорию деятельности входящих в них религиозных общин.

Республиканские и местные религиозные объединения действуют на основании своих уставов и подлежат государственной регистрации в порядке, установленном настоящим Законом.

Религиозные объединения имеют право создавать монастыри и монашеские общины, религиозные братства и сестричества, религиозные миссии, духовные учебные заведения, которые действуют на основании своих уставов и подлежат государственной регистрации в порядке, установленном настоящим Законом (ст. 15 Закона).

Религиозные организации подлежат обязательной государственной регистрации. С момента государственной регистрации религиозная организация приобретает статус юридического лица.

Религиозные организации как юридические лица пользуются правами и выполняют обязанности в соответствии с законодательством Республики Беларусь и своими уставами.

Государственную регистрацию религиозных организаций осуществляют:

религиозных общин - областные, Минский городской исполнительные комитеты;

религиозных объединений, а также монастырей и монашеских общин, религиозных братств и сестричеств, религиозных миссий, духовных учебных заведений, создаваемых по решению органов управления религиозного объединения, - республиканский орган государственного управления по делам религий.

После принятия решения о регистрации религиозной организации регистрирующий орган выдает свидетельство установленного образца о государственной регистрации религиозной организации.

Изменения и дополнения, внесенные в уставы религиозных организаций, подлежат государственной регистрации в порядке, установленном для регистрации религиозных организаций, и вступают в силу со дня их государственной регистрации.

В случае изменения данных, содержащихся в Государственном реестре религиозных организаций, религиозная организация в месячный срок со дня внесения такого изменения уведомляет об этом регистрирующий орган (ст. 16 Закона).

Для регистрации религиозной общины учредители подают в городской, районный исполнительные комитеты, местную администрацию по месту предполагаемой деятельности общины заявление о ее регистрации, подписанное всеми участниками (членами) этой общины.

К заявлению прилагаются:

список граждан, образовавших религиозную общину, с указанием фамилии, имени и отчества, даты рождения, гражданства, места жительства, а также с личной подписью;

устав религиозной общины в трех экземплярах;

протокол собрания участников (членов);

документ, подтверждающий право размещения религиозной общины по месту нахождения, указанному в уставе.

Религиозная община, исповедующая вероучение, ранее неизвестное в Республике Беларусь, к заявлению прилагает также сведения об основах этого вероучения и соответствующей ему культовой практики, в том числе об истории возникновения религии, исповедуемой данной общиной, о формах и методах ее деятельности, об отношении к браку и семье, образованию, исполнению государственных обязанностей, получению медицинской помощи последователями данной религии, а также иные значимые сведения по запросу республиканского органа государственного управления по делам религий.

Городской, районный исполнительные комитеты, местная администрация в месячный срок рассматривают представленные материалы о регистрации религиозной общины и направляют их со своим заключением в соответствующие областные, Минский городской исполнительные комитеты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: