Конспект лекций 27 страница

нарушения установленного порядка создания организационной структуры;

несоответствия представленных документов требованиям законодательства;

несоответствия названия организационной структуры требованиям законодательства и (или) уставу политической партии;

невыполнения в месячный срок требований, указанных в решении об отсрочке государственной регистрации, постановки на учет организационной структуры политической партии.

Соответствующее управление юстиции в пятидневный срок со дня принятия решения об отсрочке государственной регистрации, постановки на учет организационной структуры политической партии либо об отказе в государственной регистрации, постановке на учет организационной структуры политической партии в письменной форме сообщает о принятом решении в руководящий орган политической партии с указанием оснований для отсрочки или отказа.

Если государственная регистрация, постановка на учет организационной структуры политической партии не осуществлены в срок, предусмотренный настоящим Законом, либо принято решение об отказе в государственной регистрации, постановке на учет организационной структуры политической партии по мотивам, которые руководящим органом политической партии считаются не имеющими оснований, он может обжаловать принятое решение в судебном порядке в месячный срок со дня его получения.

Решение соответствующего управления юстиции обжалуется соответственно в областной, Минский городской суд.

Учет организационных структур политических партий ведется соответствующими управлениями юстиции в журналах учета организационных структур политических партий, образцы которых устанавливаются Министерством юстиции.

Деятельность незарегистрированных либо не поставленных на учет организационных структур политических партий на территории Республики Беларусь запрещается.

За государственную регистрацию политической партии, союза, их символики, изменений и (или) дополнений, внесенных в устав политической партии, союза, а также за государственную регистрацию, постановку на учет организационных структур политической партии взимаются регистрационные сборы в порядке и размерах, определенных законодательными актами (ст. 19 Закона).

Порядок реорганизации и ликвидации политической партии, союза предусмотрен ст. 20 Закона.

Реорганизация политической партии, союза осуществляется по решению высшего органа этой политической партии, союза. Государственная регистрация реорганизованных политических партий, союзов осуществляется в порядке, установленном настоящим Законом для государственной регистрации политических партий, союзов.

Ликвидация политической партии, союза осуществляется:

по решению высшего органа политической партии, союза;

по решению Верховного Суда Республики Беларусь в случаях, предусмотренных статьей 32 настоящего Закона.

Денежные средства и иное имущество ликвидированных политической партии, союза после полного удовлетворения всех требований кредиторов используются на цели, предусмотренные учредительными документами этой политической партии, союза, если их денежные средства и иное имущество в соответствии с законодательными актами не подлежат обращению в доход государства.

Решение высшего органа политической партии, союза или Верховного Суда Республики Беларусь о ликвидации политической партии, союза направляется в Министерство юстиции и публикуется политической партией, союзом в периодическом печатном издании, определенном актами законодательства.

На основании решения высшего органа политической партии, союза или Верховного Суда Республики Беларусь о ликвидации политической партии, союза Министерство юстиции исключает политическую партию, союз из Государственного реестра политических партий, союзов. Ликвидация политической партии влечет за собой ликвидацию организационных структур этой политической партии. При этом соответствующими управлениями юстиции исключаются записи о государственной регистрации, постановке на учет организационных структур этой политической партии из журналов учета организационных структур политических партий.

Политические партии со дня их государственной регистрации имеют право:

свободно распространять информацию о своей деятельности, пропагандировать свои идеи, цели и решения;

пользоваться государственными средствами массовой информации в порядке, установленном законодательством;

учреждать собственные средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность в порядке, установленном законодательством;

проводить собрания, митинги, демонстрации и другие массовые мероприятия в порядке, установленном законодательством;

защищать права и законные интересы, а также представлять законные интересы своих членов в государственных органах и иных организациях;

участвовать в выборах в порядке, установленном законодательством;

поддерживать связи с другими политическими партиями, союзами, иными общественными объединениями, их союзами (ассоциациями);

создавать союзы.

Союзы имеют права, предусмотренные настоящей статьей для политических партий, за исключением прав, предусмотренных абзацами седьмым и девятым части первой настоящей статьи.

Политические партии, союзы могут иметь иные права, предусмотренные настоящим Законом и другими законодательными актами (ст. 21 Закона).

Политическая партия, союз могут иметь в собственности любое имущество, необходимое для материального обеспечения деятельности, предусмотренной их учредительными документами, за исключением объектов, которые согласно закону могут находиться только в собственности государства.

Собственником имущества политической партии, в том числе имущества, находящегося у организационных структур этой политической партии, является политическая партия. Организационные структуры политической партии вправе распоряжаться имуществом политической партии в пределах, определяемых уставом этой политической партии.

Организационные структуры политической партии, наделенные правами юридического лица, имеют отдельный баланс и текущий (расчетный) банковский счет, а также могут иметь иные счета в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях, зарегистрированных на территории Республики Беларусь.

Источниками денежных средств и иного имущества политической партии, союза могут являться:

вступительные и членские взносы;

поступления от проводимых в уставных целях мероприятий;

доходы от использования имущества, издательской деятельности, распространения печатных изданий и публикаций;

пожертвования и дарения;

иные источники, не запрещенные законодательством.

Члены политической партии, союза не имеют прав на имущество, в том числе на денежные средства политической партии, союза.

Политическая партия не отвечает по обязательствам своих членов. Члены политической партии не отвечают по обязательствам политической партии, членами которой они являются.

Союз не отвечает по обязательствам своих членов. Члены союза несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в порядке и размерах, предусмотренных учредительными документами союза (ст. 22 Закона).

Политические партии, союзы не имеют права выступать в качестве учредителей коммерческих организаций, за исключением случаев, предусмотренных абзацем четвертым части первой статьи 21 настоящего Закона, и заниматься предпринимательской деятельностью, за исключением изготовления и продажи общественно-политических изданий, иных пропагандистских и агитационных материалов, сувенирной продукции с изображением собственной символики (ст. 23 Закона).

Финансирование политических партий, союзов из государственного бюджета не допускается.

Государственные органы и иные государственные организации не вправе финансировать политические партии, союзы.

Политическим партиям, союзам и созданным ими юридическим лицам запрещается прямо либо косвенно получать денежные средства и иное имущество от:

иностранных государств и организаций, международных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства;

анонимных жертвователей;

граждан, не достигших восемнадцатилетнего возраста;

юридических лиц, зарегистрированных в установленном порядке менее чем за один год до дня внесения пожертвования;

религиозных организаций, а также юридических лиц, учрежденных религиозными организациями.

Не считается незаконным получением средств участие представителей политических партий, союзов в съездах, научных конференциях и иных мероприятиях за счет принимающей стороны.

Денежные средства политической партии, союза могут размещаться только на счетах в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях, зарегистрированных на территории Республики Беларусь.

Политическим партиям, союзам запрещается хранить денежные средства, драгоценные металлы и иные ценности в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях, находящихся на территории иностранных государств.

Политические партии, союзы не вправе получать доходы от акций и иных ценных бумаг.

Денежные средства и иное имущество, полученные политическими партиями, союзами и созданными ими юридическими лицами из источников, запрещенных настоящей статьей, должны быть переданы в доход государства в порядке, установленном законодательством (ст. 24 Закона).

Надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных правовых актов политическими партиями, союзами возлагается на Генерального прокурора Республики Беларусь и подчиненных ему прокуроров (ст. 26 Закона).

Контроль за соответствием деятельности политических партий, союзов Конституции Республики Беларусь, иным актам законодательства и их учредительным документам осуществляется Министерством юстиции.

Контроль за соответствием деятельности организационных структур политических партий Конституции Республики Беларусь, иным актам законодательства и уставам политических партий осуществляется соответствующими управлениями юстиции.

Должностные лица Министерства юстиции и соответствующих управлений юстиции в пределах своих полномочий имеют право участвовать в мероприятиях, проводимых в уставных целях политическими партиями, их организационными структурами, союзами, запрашивать и получать информацию по вопросам их уставной деятельности и о численности политических партий, их организационных структур, составе союзов, знакомиться с их документами и решениями.

Политическая партия, союз должны не менее чем за семь дней известить Министерство юстиции о заседании (созыве) своего высшего органа.

Политическая партия, союз обязаны в случае изменения юридического адреса политической партии, союза (места нахождения руководящего органа) в месячный срок представить в Министерство юстиции все документы, необходимые для государственной регистрации изменений и (или) дополнений, внесенных в устав политической партии, союза.

Политическая партия, союз ежегодно до 1 марта представляют в Министерство юстиции:

информацию о продолжении своей деятельности с указанием места нахождения руководящего органа;

списки членов выборных органов политической партии, союза, в которых указаны фамилия, имя, отчество, дата рождения, гражданство, адрес постоянного места жительства и номер домашнего телефона, место работы (учебы) и номер рабочего телефона, должность в этих выборных органах и дата избрания каждого из членов с приложением соответствующих протоколов. В случае изменений в составе выборных органов политической партии, союза необходимые сведения представляются в Министерство юстиции в десятидневный срок со дня принятия такого решения;

информацию о численности политической партии, ее организационных структур, составе союза;

сведения о мероприятиях, проведенных в уставных целях политической партией, союзом за год.

Организационная структура политической партии ежегодно до 1 марта представляет в соответствующее управление юстиции:

информацию о продолжении своей деятельности с указанием места нахождения руководящего органа;

списки членов выборных органов организационной структуры, в которых указаны фамилия, имя, отчество, дата рождения, гражданство, адрес постоянного места жительства и номер домашнего телефона, место работы (учебы) и номер рабочего телефона, должность в этих выборных органах и дата избрания каждого из членов с приложением соответствующих протоколов. В случае изменений в составе выборных органов организационной структуры политической партии соответствующие сведения представляются в соответствующее управление юстиции в десятидневный срок со дня принятия такого решения;

информацию о численности организационной структуры;

сведения о мероприятиях, проведенных в уставных целях организационной структурой за год.

Информация, предусмотренная частью седьмой настоящей статьи, в отношении нижестоящих организационных структур представляется в соответствующие управления юстиции Минской городской и областными организационными структурами политической партии, а в случае отсутствия областной организационной структуры политической партии - районными и городскими организационными структурами политической партии. В случае отсутствия на территории области вышестоящей организационной структуры политической партии необходимая информация представляется в соответствующие управления юстиции непосредственно организационной структурой политической партии, созданной на территории области (ст. 28 Закона).

Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью политических партий, союзов осуществляется государственными органами и иными государственными организациями в пределах их компетенции (ст. 28 Закона).

За нарушение Конституции Республики Беларусь, настоящего Закона, иных актов законодательства и (или) учредительных документов в отношении политической партии, союза могут быть применены следующие меры ответственности:

письменное предупреждение;

приостановление деятельности политической партии, союза;

ликвидация политической партии, союза.

Политическая партия, союз, причинившие вред личности или имуществу гражданина, а также имуществу юридического лица, обязаны возместить его в порядке, установленном законодательством.

Законодательными актами о борьбе с терроризмом и экстремизмом в отношении политических партий, союзов могут устанавливаться иные меры ответственности и порядок их применения (ст. 29 Закона).

В случае совершения политической партией, союзом действий, нарушающих Конституцию Республики Беларусь, настоящий Закон, иные акты законодательства и (или) учредительные документы, кроме случаев, когда нарушение влечет за собой ликвидацию политической партии, союза по решению суда, Министерство юстиции выносит политической партии, союзу письменное предупреждение.

Письменное предупреждение не позднее чем в трехдневный срок после его вынесения выдается либо направляется по почте руководящему органу политической партии, союза с указанием допущенных нарушений и срока их устранения.

Письменное предупреждение в месячный срок после его получения может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Беларусь.

Политическая партия, союз обязаны письменно сообщить в Министерство юстиции об устранении нарушений, послуживших основанием для вынесения письменного предупреждения, и представить подтверждающие документы не позднее чем в трехдневный срок по истечении срока устранения нарушений, установленного в письменном предупреждении (ст. 30 Закона).

Деятельность политической партии, союза может быть приостановлена на срок от одного до шести месяцев решением Верховного Суда Республики Беларусь по заявлению Министерства юстиции, если политической партии, союзу Министерством юстиции было вынесено письменное предупреждение и политическая партия, союз в установленные сроки не устранили нарушений, послуживших основанием для вынесения письменного предупреждения, либо не сообщили в регистрирующий орган об их устранении с представлением подтверждающих документов.

Министерство юстиции вправе подать в Верховный Суд Республики Беларусь заявление о приостановлении деятельности политической партии, союза, если письменное предупреждение в установленном порядке не было обжаловано в Верховный Суд Республики Беларусь или было обжаловано и признано Верховным Судом Республики Беларусь обоснованным.

Приостановление деятельности политической партии в период со дня официального опубликования решения о назначении выборов Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, депутатов местных Советов депутатов до дня официального опубликования результатов соответствующих выборов не допускается.

В случае приостановления деятельности политической партии, союза на срок, установленный решением Верховного Суда Республики Беларусь, политической партии, союзу запрещается осуществлять любую деятельность, за исключением деятельности, направленной на устранение нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности.

Политической партии, ее организационным структурам, союзу запрещается в случае приостановления их деятельности пользоваться счетами в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях, за исключением осуществления расчетов по гражданско-правовым и трудовым договорам, платежей в бюджет, целевые бюджетные и внебюджетные фонды, а также расчетов, связанных с возмещением вреда, причиненного действиями политической партии, ее организационных структур, союза.

Если в течение срока приостановления деятельности политической партии, союза, установленного решением Верховного Суда Республики Беларусь, нарушения, послужившие основанием для приостановления их деятельности, будут устранены, то по окончании установленного срока политическая партия, союз возобновляют свою деятельность при условии письменного сообщения в Министерство юстиции не позднее чем за десять дней до окончания срока приостановления деятельности политической партии, союза об устранении указанных нарушений с представлением подтверждающих документов (ст. 31 Закона).

Политическая партия, союз ликвидируются по решению Верховного Суда Республики Беларусь в случае:

совершения политической партией, союзом действий, направленных на насильственное изменение конституционного строя либо пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды;

нарушения политической партией, союзом законодательства и (или) их учредительных документов в течение одного года после вынесения письменного предупреждения;

если при государственной регистрации политической партии, союза со стороны их учредителей были допущены нарушения настоящего Закона и (или) иных актов законодательства, носящие неустранимый характер;

если численность политической партии не соответствует требованиям части первой статьи 10 настоящего Закона, состав союза - требованиям части второй статьи 10 настоящего Закона;

неустранения нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности политической партии, союза, в срок, установленный решением Верховного Суда Республики Беларусь.

Политическая партия, союз могут быть ликвидированы по решению Верховного Суда Республики Беларусь за однократное нарушение законодательства о массовых мероприятиях в случаях, предусмотренных законодательными актами, а также за получение политической партией, ее организационной структурой, союзом иностранной безвозмездной помощи.

Заявление о ликвидации политической партии, союза подается в Верховный Суд Республики Беларусь Министерством юстиции или Прокуратурой Республики Беларусь (ст. 32 Закона).

Политические партии, союзы в соответствии с их учредительными документами имеют право поддерживать связи с политическими партиями, иными общественными организациями иностранных государств и международными организациями (ст. 33 Закона).

Если международными договорами Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международных договоров (ст. 34 Закона).

Нормативно-правовые основы организации и деятельности профсоюзов

Нормативно-правовые основы организации и деятельности профсоюзов определены Законом Республики Беларусь «О профессиональных союзах».

Профессиональный союз (далее - профсоюз) является добровольной общественной организацией, объединяющей граждан, в том числе обучающихся в высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведениях, связанных общими интересами по роду деятельности как в производственной, так и непроизводственной сферах, для защиты трудовых, социально-экономических прав и интересов, вытекающих из общепризнанных принципов международного права и установленных Всеобщей декларацией прав человека, Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, Международным пактом о гражданских и политических правах, конвенциями Международной организации труда и иными ратифицированными в установленном порядке международными договорами Республики Беларусь (ст. 1 Закона).

Право граждан на объединение в профсоюзы закреплено в статье 2 Закона.

Граждане имеют право добровольно создавать по своему выбору профсоюзы, а также вступать в профсоюзы при условии соблюдения их уставов (положений).

Профсоюзы могут создавать на добровольной основе республиканские и иные объединения, обладающие правами профсоюзов, а также вступать в них.

Республиканские объединения профсоюзов могут создавать в порядке, предусмотренном уставными документами, территориальные (областные, городские, районные) и иные организационные структуры, обладающие правами профсоюзов.

Профсоюзы (объединения профсоюзов) и их организационные структуры (подразделения) в соответствии с законодательством Республики Беларусь и их уставами (положениями) являются юридическими лицами.

Независимый статус профсоюзов определён в статье 3 Закона.

Профсоюзы свою деятельность осуществляют в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и иными актами законодательства Республики Беларусь. Деятельность профессиональных союзов может быть ограничена в случаях, которые предусмотрены законодательными актами Республики Беларусь в интересах национальной безопасности, общественного порядка или обеспечения прав и свобод других лиц.

Профсоюзы самостоятельно разрабатывают и утверждают свои уставы (положения), определяют структуру, избирают руководящие органы, организуют свою деятельность, проводят собрания, конференции, пленумы, съезды.

Профсоюзы (объединения профсоюзов), их символика, изменения и дополнения, вносимые в устав, подлежат государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Профсоюзы в соответствии со своими уставными целями и задачами имеют право сотрудничать с профсоюзами других стран, по своему выбору вступать в международные и другие профсоюзные объединения и организации.

Запрещение дискриминации граждан по признаку принадлежности к профсоюзам состоит в том, что принадлежность или непринадлежность граждан к профсоюзам не влечет каких-либо ограничений их трудовых, социально-экономических, политических, личных прав и свобод, гарантируемых законодательством Республики Беларусь (ст. 4 Закона).

Прекращение деятельности профсоюза осуществляется по решению его членов в порядке, определяемом уставом (положением) данного профсоюза.

В случаях, когда деятельность профсоюзов (объединений профсоюзов) противоречит Конституции и иным законодательным актам Республики Беларусь, она может быть приостановлена на срок до шести месяцев или прекращена в отношении республиканских профсоюзов, их объединений решением Верховного Суда Республики Беларусь по представлению Генерального прокурора Республики Беларусь, а территориальных профсоюзов - решением суда по представлению прокурора данной административно-территориальной единицы (ст. 5 Закона).

Совершенствование и развитие системы социального партнерства, форм и методов взаимодействия профсоюзов (объединений профсоюзов), нанимателей (их объединений) и органов государственного управления являются одной из приоритетных задач социально-экономической политики Республики Беларусь.

Профсоюзы участвуют в разработке и реализации социально-экономической политики государства.

Профсоюзы вправе вносить в установленном порядке в органы государственного управления предложения о принятии, изменении или отмене актов законодательства Республики Беларусь по трудовым и социально-экономическим вопросам. Нормативные правовые акты, затрагивающие трудовые и социально-экономические права граждан (за исключением нормативных правовых актов, содержащих государственные секреты), принимаются органами государственного управления с предварительного уведомлением соответствующих профсоюзов (их объединений).

Профсоюзы через своих полномочных представителей имеют право участвовать в работе коллегиальных органов министерств и других республиканских органов государственного управления, заседаниях местных исполнительных и распорядительных органов, органов управления предприятий, учреждений и организаций в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с соответствующими профсоюзами.

В республиканском, местных бюджетах могут предусматриваться средства на реализацию по предложениям соответствующих республиканских, областных объединений профсоюзов общегосударственных, местных программ (образовательных, научно-исследовательских, культурно-просветительных, физкультурно-оздоровительных, информационных и др.), направленных на реализацию конституционных прав и гарантий граждан (ст. 6 Закона).

Основаниями представительности республиканских профсоюзов, их объединений и организационных структур (подразделений) в органах государственного управления являются:

наличие соответствующих выборных, руководящих, исполнительных органов и их правомочность в соответствии с нормами уставов (положений) и требованиями законодательства Республики Беларусь;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: