Конспект лекций 30 страница

11. проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство;

12. уважение личного достоинства, справедливое и уважительное отношение к себе со стороны руководителей, иных должностных лиц и граждан;

13. отказ от выполнения поручения, если оно противоречит законодательству;

14. свободу объединений, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь;

15. здоровые и безопасные условия труда;

16. отставку по основаниям, предусмотренным настоящим Законом;

17. государственное социальное страхование, пенсионное обеспечение.

Государственный служащий имеет и иные права, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.

Государственный служащий вправе обратиться в вышестоящие государственные органы и (или) суд для разрешения споров, связанных с государственной службой, в том числе по вопросам поступления на государственную службу, ее прохождения, реализации прав государственного служащего, перевода на другую государственную должность, дисциплинарной или материальной ответственности, несоблюдения гарантий правовой и социальной защиты, освобождения от занимаемой должности (увольнения), в иных случаях, предусмотренных законодательством (ч.2 ст. 20 Закона).

Специальные права предоставлены государственным служащим для успешной реализации специальных обязанностей. Специальные профессиональные права предоставлены, в частности, сотрудникам милиции, таможни, министерства по чрезвычайным ситуациям и т.п. в связи с особенностями их административно-правового статуса. Например, в соответствии с Законом «О милиции» сотрудники милиции наделяются дополнительными правами по применению в отношении граждан принудительных, предупредительных и пресекательных мер. В частности, они имеют право на ношение и использование огнестрельного оружия, применение специальных средств, физической силы и др. Специальные права милиции предусмотрены статьей 16, а условия и пределы их реализации — статьями 18—21 Закона.

Сотрудникам некоторых органов государственного управления предоставлены дополнительные личные права и гарантии в связи со сложностями и особенностями их профессиональной деятельности, которые призваны заинтересовать их в ее осуществлении. Например, сотрудники милиции имеют право на обязательное государственное страхование и возмещение ущерба в случае их гибели или увечья, обеспечение жилой площадью не позднее шести месяцев с момента вступления в должность, постановку телефона в течение года со дня подачи заявления и предоставление детям мест в детских дошкольных учреждениях в течение трех месяцев со дня подачи заявления (ст.ст. 27, 28, 30 Закона «О милиции») и др. Государственным служащим могут быть предоставлены дополнительные права и льготы в индивидуальном порядке по согласованию с нанимателем, что устанавливается индивидуальным трудовым договором (контрактом).

Государственным служащим гарантируются:

1. условия труда, обеспечивающие надлежащее исполнение служебных обязанностей;

2. заработная плата на условиях и в размере, предусмотренных настоящим Законом и принятыми в соответствии с ним иными актами законодательства;

3. трудовой отпуск;

4. соблюдение условий и порядка перевода на другую должность, высвобождения в связи с ликвидацией государственного органа, сокращением численности или штата работников, предусмотренных законодательством о труде;

5. предоставление служебного жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Законом;

6. выплата выходного и иных единовременных пособий в случаях, порядке и на условиях, установленных настоящим Законом и законодательством о труде;

7. право на медицинское обслуживание в организациях здравоохранения в порядке, определяемом актами законодательства.

В случае смерти государственного служащего, в том числе вышедшего в отставку (на пенсию при наличии права на отставку), за исключением умерших вследствие виновных противоправных действий, его семье выплачивается единовременное пособие в размере двукратной средней заработной платы рабочих и служащих в республике за позапрошлый месяц (относительно месяца наступления смерти). Выплата производится по месту службы (бывшему месту службы) или органом, выплачивающим государственному служащему пенсию, в порядке, установленном Правительством Республики Беларусь.

Иные гарантии для осуществления полномочий отдельными категориями государственных служащих, не предусмотренные настоящим Законом, могут устанавливаться законодательными актами, закрепляющими их правовой статус (ст. 46 Закона Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь»).

Гарантии прав государственного служащего при ликвидации государственного органа, сокращении численности или штата работников закреплены в статье 47 Закона Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь».

При высвобождении государственного служащего в связи с ликвидацией государственного органа, сокращением численности или штата работников ему:

1. должна быть предложена другая государственная должность с учетом его профессии, квалификации и занимаемой ранее должности;

2. гарантируется при невозможности трудоустройства переподготовка по направлению государственной службы занятости с выплатой за весь период обучения стипендии в размере среднемесячной заработной платы по занимаемой до увольнения должности с последующим предоставлением возможности поступления на соответствующую государственную должность;

3. выплачивается выходное пособие;

4. выплачивается пособие по безработице в размере среднемесячной заработной платы по занимаемой до увольнения должности в порядке и на условиях, определяемых законодательством;

5. до трудоустройства в другую организацию сохраняется право на медицинское обслуживание в учреждениях здравоохранения, в которых он обслуживался до увольнения, на уровне обслуживания, которое он имел до увольнения.

При ликвидации государственного органа, сокращении численности или штата работников пенсия по возрасту государственным служащим назначается и выплачивается досрочно в порядке и на условиях, установленных законодательством.

В случае непредоставления государственному служащему работы в соответствии с его профессией и квалификацией он может быть оставлен в соответствующем кадровом реестре государственных служащих (с указанием "в резерве").

Заработная плата государственных служащих состоит из должностного оклада, надбавок за класс государственного служащего, надбавок за выслугу лет, премий и иных выплат, предусмотренных законодательством.

Депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, осуществляющие свои полномочия на профессиональной основе, независимо от занимаемой в Палате представителей, Совете Республики должности, за исключением председателей палат Парламента Республики Беларусь, их заместителей, получают ежемесячное денежное вознаграждение в размере заработной платы министра. Заработная плата председателей палат Парламента Республики Беларусь и их заместителей устанавливается в соответствии с законодательством.

Члену Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, осуществляющему свои полномочия не на профессиональной основе, выплачивается доплата к заработной плате в размере разницы между средним заработком по основному месту работы и денежным вознаграждением члена Совета Республики, осуществляющего свои полномочия на профессиональной основе.

Размеры должностных окладов заместителя Председателя Конституционного Суда Республики Беларусь, первых заместителей и заместителей Председателя Верховного Суда Республики Беларусь и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, а также судей Конституционного Суда Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь устанавливаются соответственно в размере 90 и 85 процентов размера должностного оклада Председателя Конституционного Суда Республики Беларусь, Председателя Верховного Суда Республики Беларусь и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, устанавливаемого Президентом Республики Беларусь.

Размеры должностных окладов судей общих и хозяйственных судов Республики Беларусь устанавливаются в соответствии с занимаемыми ими должностями в установленном Президентом Республики Беларусь процентном отношении к должностным окладам соответственно Председателя Верховного Суда Республики Беларусь и Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

Особенности оплаты труда судей военных судов определяются в соответствии с законодательством о порядке прохождения военной службы.

Размеры должностных окладов Первого заместителя Генерального прокурора Республики Беларусь и заместителей Генерального прокурора Республики Беларусь устанавливаются соответственно в размере 90 и 85 процентов размера должностного оклада Генерального прокурора Республики Беларусь, устанавливаемого Президентом Республики Беларусь.

Размеры должностных окладов прокурорских работников устанавливаются в соответствии с занимаемыми ими должностями в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь или уполномоченным им органом.

Особенности оплаты труда прокурорских работников органов военной прокуратуры определяются в соответствии с законодательством о порядке прохождения военной службы.

Особенности оплаты труда работников таможенных органов определяются в соответствии с таможенным законодательством.

Заработная плата государственным служащим выплачивается за счет средств соответственно республиканского или местных бюджетов, если иное не установлено законодательством.

Должностные оклады государственным служащим, назначаемым на государственные должности Президентом Республики Беларусь в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, законодательными актами, устанавливаются Президентом Республики Беларусь или уполномоченным им органом, иным государственным служащим - Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом.

Размеры надбавок за класс государственного служащего и условия их выплаты определяются Президентом Республики Беларусь.

Должностной оклад и надбавка за класс государственного служащего образуют расчетный должностной оклад.

Государственным служащим устанавливается ежемесячная надбавка за выслугу лет при наличии стажа государственной службы:

от 0,5 года до 3 лет - в размере 10 процентов расчетного должностного оклада;

от 3 до 8 лет - в размере 15 процентов расчетного должностного оклада;

от 8 до 15 лет - в размере 20 процентов расчетного должностного оклада;

от 15 до 20 лет - в размере 30 процентов расчетного должностного оклада;

свыше 20 лет - в размере 40 процентов расчетного должностного оклада, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

Государственным служащим, имеющим ученую степень, устанавливается ежемесячная доплата:

за ученую степень кандидата наук - в размере 5 процентов их расчетного должностного оклада;

за ученую степень доктора наук - в размере 10 процентов их расчетного должностного оклада (ст. 48 Закона Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь»).

Государственные служащие за успешное и добросовестное исполнение служебных обязанностей, продолжительную и безупречную государственную службу, выполнение заданий особой важности и сложности, другие достижения в труде поощряются:

объявлением благодарности;

единовременным денежным вознаграждением;

награждением ценным подарком;

досрочным присвоением очередного класса государственного служащего по занимаемой должности.

К государственным служащим могут применяться и иные меры поощрения, предусмотренные законодательством. Допускается одновременное применение нескольких мер поощрения.

За особые заслуги государственные служащие представляются в установленном законодательством порядке к награждению государственными наградами Республики Беларусь (ст. 49 Закона Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь»).

Для некоторых категорий государственных служащих, имеющих особенности правого статуса, предусмотрены специфические виды поощрений. Например, виды поощрений, применяемых в отношении должностных лиц таможенных органов предусмотрены п. 12. Дисциплинарного устава должностных лиц таможенных органов Республики Беларусь:

объявление благодарности;

премирование;

награждение ценным подарком;

награждение Почетной грамотой Государственного таможенного комитета Республики Беларусь;

награждение нагрудным знаком Государственного таможенного комитета Республики Беларусь;

присвоение очередного персонального звания на ступень выше соответствующего занимаемой должности;

досрочное присвоение персонального звания;

занесение в Книгу почета Государственного таможенного комитета Республики Беларусь;

досрочное снятие дисциплинарного взыскания.

Поощрения применяются в каждом случае индивидуально, по решению администрации с учетом личного вклада служащего в решение общих задач государственной службы. Однако поощрение, являясь положительной оценкой работы государственного служащего, вряд ли может быть признано принадлежащим ему правом. Скорее это право, предоставленное руководителю (администрации) организации на применение мер поощрения к подчиненным. Вместе с тем, основания и порядок применение поощрений имеют строго правовую основу, не носят произвольного характера. Поощрения могут применяться только уполномоченными должностными лицами при наличии оснований, в установленном законодательством порядке. Им предоставлено право на применение лишь видов поощрений, предусмотренных нормативными актами и в пределах предоставленной им компетенции.

Государственному служащему ежегодно предоставляется трудовой отпуск продолжительностью 30 календарных дней, за исключением категории государственных служащих, для которой пунктом 5 настоящей статьи предусмотрен отпуск большей продолжительности, с единовременной выплатой пособия на оздоровление в соответствии с законодательством.

После пяти лет работы в качестве государственного служащего предоставляется дополнительный трудовой отпуск продолжительностью два календарных дня, после десяти лет - четыре календарных дня, после пятнадцати лет - шесть календарных дней.

Государственному служащему могут быть предусмотрены дополнительные поощрительные оплачиваемые отпуска продолжительностью до пяти календарных дней.

Государственному служащему предоставляется социальный отпуск в соответствии с законодательством о труде.

Депутату Палаты представителей, члену Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь предоставляется трудовой отпуск продолжительностью 36 календарных дней.

Отдельным категориям государственных служащих может быть предусмотрен трудовой отпуск иной продолжительности в соответствии со специальным законодательством.

Порядок и условия предоставления отпусков государственному служащему определяются законодательством о труде с учетом особенностей, установленных настоящим Законом (ст. 50 Закона Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь»).

Выходное пособие государственным служащим выплачивается при:

1. досрочном расторжении контракта в связи с невыполнением или ненадлежащим выполнением его условий по вине нанимателя - в размере трех среднемесячных заработных плат. При этом не выплачивается выходное пособие государственным служащим, достигшим пенсионного возраста (мужчины - 60 лет, женщины - 55 лет) и имеющим право на полную пенсию, а также государственным служащим, не достигшим указанного возраста, но получающим пенсии (кроме трудовых пенсий по инвалидности, по случаю потери кормильца и социальных пенсий);

2. выходе в отставку - в размере трех среднемесячных заработных плат;

3. ликвидации государственного органа, сокращении численности или штата государственных служащих при стаже государственной службы до 5 лет - в размере трех среднемесячных заработных плат, от 5 до 10 лет - в размере четырех среднемесячных заработных плат, от 10 до 15 лет - в размере пяти среднемесячных заработных плат, свыше 15 лет - в размере шести среднемесячных заработных плат. При этом непосредственно при увольнении указанное пособие выплачивается в размере, не превышающем трех среднемесячных заработных плат, а оставшаяся часть выплачивается по истечении трех месяцев только лицам, обратившимся за содействием в трудоустройстве в государственную службу занятости, при невозможности их трудоустройства. При увольнении государственных служащих, достигших общеустановленного пенсионного возраста, соответствующее выходное пособие выплачивается полностью (ст. 51 Закона Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь»).

Государственные служащие обеспечиваются служебными жилыми помещениями в порядке и на условиях, предусмотренных жилищным законодательством. Перечни государственных должностей, категорий государственных служащих, которым могут быть предоставлены служебные жилые помещения, устанавливаются Президентом Республики Беларусь или уполномоченным им органом.

Судьям и прокурорским работникам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставляются служебные жилые помещения в сроки, установленные законодательством. При этом указанным лицам, проработавшим от 10 до 20 лет (судьям Конституционного Суда Республики Беларусь - от 8 до 11 лет) на должностях, дающих право на получение служебных жилых помещений, жилое помещение предоставляется, а предоставленное служебное жилое помещение передается в пользование по договору найма; лицам, проработавшим на указанных должностях более 20 лет, данное помещение передается в собственность бесплатно с учетом жилищной квоты (суммы квот), установленной законодательством. В случае освобождения от исполнения обязанностей (увольнения) судьи или прокурорского работника в связи с невозможностью исполнения ими своих обязанностей по состоянию здоровья или признанием их недееспособными в определенном законодательством порядке, ликвидацией государственного органа, сокращением численности или штата работников, а также в случае гибели (смерти) судьи или прокурорского работника в связи с исполнением служебных обязанностей предоставленные им служебные жилые помещения передаются в пользование по договору найма независимо от стажа их работы на соответствующей должности (ст. 52 Закона Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь»).

Пенсионное обеспечение государственных служащих, в том числе за особые заслуги перед Республикой Беларусь, осуществляется в соответствии с пенсионным законодательством с учетом особенностей, установленных настоящим Законом (ст. 53 Закона Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь»).

Государственные служащие имеют право на пенсию за выслугу лет и ее выплату в полном размере при достижении возраста мужчинами 60 лет, женщинами - 55 лет и наличии стажа государственной службы не менее 20 лет (при этом не менее двух лет после 1 марта 1994 года).

Пенсия за выслугу лет государственным служащим назначается в размере 40 процентов заработной платы за любые 5 лет подряд из последних 15 лет работы на государственных должностях. За каждый полный год стажа государственной службы свыше 20 лет размер пенсии увеличивается на 2 процента заработной платы. При этом общая сумма пенсии не может превышать 50 процентов заработной платы государственного служащего.

Размер заработной платы, из которой исчисляется пенсия за выслугу лет, не может превышать трехкратного размера средней заработной платы в республике, применяемой в соответствии с пенсионным законодательством для перерасчета пенсий в связи с ростом средней заработной платы.

Перерасчет пенсии за выслугу лет в связи с ростом средней заработной платы в республике производится в соответствии с пенсионным законодательством.

Пенсия за выслугу лет по достижении возраста государственными служащими мужчинами 55 лет, женщинами - 50 лет и до достижения ими соответственно возраста 60 и 55 лет выплачивается в размере 50 процентов полного размера пенсии, но не ниже минимального размера пенсии по возрасту. Данное ограничение не распространяется на государственных служащих, которым установлена I или II группа инвалидности.

При ликвидации государственного органа (прекращении его полномочий), сокращении численности или штата работников пенсия за выслугу лет назначается и выплачивается в полном размере досрочно, но не более чем за два года до достижения общеустановленного пенсионного возраста.

В период работы или занятия предпринимательской деятельностью выплата пенсии за выслугу лет приостанавливается (ст. 54 Закона Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь»).

Особенности социального обеспечения отдельных категорий государственных служащих определены в статье 55 Закона Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь».

Государственные служащие, занимающие высшие государственные должности, их заместители, члены Правительства Республики Беларусь, председатели областных и Минского городского исполнительных комитетов, судьи Конституционного Суда Республики Беларусь имеют право на ежемесячное денежное содержание при достижении возраста мужчинами 60 лет, женщинами - 55 лет и наличии стажа государственной службы не менее пяти лет на указанных государственных должностях. При этом в пятилетний стаж засчитывается время работы на должностях, для которых настоящим пунктом предусмотрено назначение ежемесячного денежного содержания.

Депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь имеют право на ежемесячное денежное содержание при достижении возраста мужчинами 60 лет, женщинами - 55 лет и осуществлении полномочий депутата Палаты представителей, члена Совета Республики на профессиональной основе в течение не менее одного созыва соответствующей палаты Национального собрания Республики Беларусь.

Порядок исчисления ежемесячного денежного содержания и его размер определяются Президентом Республики Беларусь.

Государственные служащие, указанные в пункте 1 настоящей статьи, имеют право на пенсию за выслугу лет в случае, если им не установлено ежемесячное денежное содержание, с соблюдением требований по возрасту и стажу, установленных настоящей статьей, и ограничений, предусмотренных для государственных служащих пунктами 3 и 5 статьи 54 настоящего Закона. Пенсия за выслугу лет назначается в размере 50 процентов заработной платы за пять лет работы на государственных должностях, указанных в части первой пункта 1 настоящей статьи, а для депутатов Палаты представителей, членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь - за период осуществления полномочий депутата Палаты представителей, члена Совета Республики на профессиональной основе.

Перерасчет пенсии за выслугу лет в связи с ростом средней заработной платы в республике производится в соответствии с пенсионным законодательством.

В период работы или занятия предпринимательской деятельностью выплата ежемесячного денежного содержания (пенсии за выслугу лет) приостанавливается.

К обязанностям государственного служащего относятся следующие:

1. поддерживать конституционный строй Республики Беларусь, обеспечивать неукоснительное соблюдение норм Конституции Республики Беларусь и иных актов законодательства;

2. исполнять служебные обязанности в пределах полномочий, предоставленных ему законодательством;

3. соблюдать ограничения, связанные с государственной службой, установленные Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и иными законодательными актами;

4. обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц;

5. исполнять в установленном законодательством порядке приказы, распоряжения руководителей, изданные в пределах их компетенции;

6. соблюдать культуру общения, другие нормы служебной этики;

7. не допускать действий и поступков, порочащих государственную службу и несовместимых с занятием государственной должности;

8. соблюдать установленные в государственном органе регламент, правила внутреннего трудового распорядка, должностные положения и инструкции, порядок работы со служебной информацией;

9. в пределах своих должностных полномочий своевременно и объективно рассматривать обращения граждан и юридических лиц и разрешать их в порядке, установленном законодательством;

10. сохранять, не распространять доверенные ему государственные секреты, в том числе после прекращения государственной службы в течение срока, установленного законодательством;

11. не разглашать полученные при исполнении служебных обязанностей сведения, затрагивающие личную жизнь, честь и достоинство граждан, и не требовать от них представления таких сведений, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами;

12. поддерживать необходимый уровень квалификации для эффективного исполнения своих служебных обязанностей (ч. 1 ст. 21 Закона Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь»).

Конкретные обязанности государственных служащих определяются на основе соответствующих квалификационных характеристик и закрепляются в должностных положениях и инструкциях, утверждаемых руководителями государственных органов в пределах их компетенции, если иное не предусмотрено законодательными актами (ч. 2 ст. 21 Закона Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь»).

Остановимся на некоторых из общих обязанностей более подробно.

В связи с требованием обязательного исполнения государственными служащими приказов (распоряжений) руководителей встает проблема пределов их обязательности. В законодательстве четко определено условие обязательности указанных требований — их издание в пределах компетенции. Это означает также, что указания руководителя не должны противоречить законодательству. При издании руководителем распоряжения, выходящего за рамки компетенции, государственный служащий имеет право отказаться от его исполнения, а при издании незаконного распоряжения — обязан это сделать.

Четкая классификация приказов (распоряжений) руководителя позволяет также определить степень их обязательности и способствовать их корректировке в ходе исполнения. Все предписания руководителя — есть акты государственного управления. По форме выражения они могут быть устными и письменными. Устные распоряжения — наиболее распространенная форма работы, которая позволяет эффективно осуществлять государственное управление. При даче устного распоряжения подчиненный имеет возможность уточнить его, скорректировать, предложить свой вариант решения конкретного вопроса, привести доводы в обоснование своего мнения, отказаться от исполнения. За исполнение устного незаконного распоряжения руководителя личную ответственность несет подчиненный. Письменная форма распоряжения имеет две разновидности: простую и квалифицированную. «Простая письменная форма должна иметь как минимум два признака: из ее содержания должна усматриваться суть принятого решения и должна быть завизирована лицом, являющимся прямым начальником по отношению к исполняющему. Квалифицированная письменная форма властных предписаний охватывает разнообразные нормативные и ненормативные акты, издаваемые, как правило, от имени соответствующего государственного органа. К таким актам относятся: приказы, распоряжения, правила, инструкции, технологические схемы и др. Отличительной особенностью таких документов является наличие процедуры их подготовки, принятия и доведения до сведения непосредственных исполнителей». [108,c.31]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: