Такой анализ не заканчивается разработкой ПОН, в процессе выполнения проекта он проводится для обоснования изменений в соответствии с требованиями к обеспечению надежности.
К составной части ПОН относят анализ дефектов, которые определяют как любое несовершенство процессов проектирования и изготовления системы, приводящее к отказу или снижению её эффективности в процессе эксплуатации. Анализ дефектов разрабатываемой системы является важным этапом задачи обеспечения её надёжности. Обоснование полноты и достаточности работ, предусмотренных ПОН для достижения необходимого уровня надёжности, проводится с учётом выполнения организационно-технических требований, а также на основе прогнозирования возможного появления отказов и их последствий с учетом оценки эффективности всех предусмотренных мероприятий, направленных на предупреждение причин, выявление источников отказов и защиту от последствий каждого типа отказов.
Основой для оценки полноты, эффективности запланированных мер является проведение анализа типовых отказов, проявившихся в процессе отработки, изготовления и эксплуатации изделий - аналогов, и получение оценок их надёжности. Эти оценки используются при прогнозе надёжности новой разработки с учётом предупредительных, контрольных и защитных мероприятий. На основе ожидаемого уровня надёжности был спрогнозирован объём испытаний.
Исходной информацией служат данные об отказах, имевших место при выходном и входном контролях штатных изделий: на заводах-изготовителях, в процессе поставки, при проведении регламентных работ, перед применением и во время эксплуатации.
При составлении перечня типовых отказов важен выбор изделий-аналогов, информация о которых может быть использована. При этом необходимо иметь в виду следующее:
§ чем большее число испытаний изделий-аналогов принято во внимание, тем выше гарантия, что перечень типовых отказов включает все отказы;
§ чем более далекие аналоги учитываются при анализе, тем больше возможность включения в перечень типа отказа, нехарактерного для нового изделия.
Кроме того, перечень типовых отказов может быть составлен путём проведения специалистами экспертиз вновь разрабатываемой документации. В результате предварительного анализа выделяются группы отказов, по которым известны или предлагаются новые мероприятия, гарантирующие исключение возможности их появления в дальнейшем. Оставшиеся в перечне отказы систематизируются с точки зрения возможности их выявления в процессе создания изделия, а также защиты от последствий этих отказов при эксплуатации.
С этой целью анализируются причины несвоевременного обнаружения отказов на изделиях-аналогах, выделяются признаки подобия этих отказов, исследуется возможность прогнозирования последних. В отдельную группу выделяются типовые отказы, выявление которых до начала эксплуатации невозможно. Для данной группы уточняется эффективность предупредительных мер. Эти данные являются основой дляобоснования требований к средствам оперативного контроля и управления функционированием изделия.
Для удобства и полноты планирования и контроля работ по обеспечению надёжности вводится классификация отказов и мероприятий, позволяющая установить, на какой стадии выполнения здания или применения изделия может быть заложен потенциальный источник отказа и когда по отношению к нему следует применить соответствующее мероприятие. Такая привязка позволяет планировать распределение мероприятий по всем стадиям создания изделия.
Стандартизация в области надёжности
Эволюция МЭК/ТК 56 «Надёжность»
В 1965г. при Международной электротехнической комиссии (МЭК) был образован технический комитет (ТК) «Безопасность и ремонтопригодность». С 1976г. стандартам, разрабатываемым ТК 56, придаётся большая практическая направленность, отражающая системный подход к решению задач безотказности и ремонтопригодности. В 1986г. принята концепция «инструментального ящика», положившая начало разработке систематизированной структуры стандартов МЭК по надёжности. В 1989г. в соответствии с общими тенденциями развития техники название ТК изменяется на «Надёжность».
В 1990г. происходит переориентация деятельности ТК 56 на общетехнические стандарты по надёжности, распространяющиеся на все виды техники, подпадающие под сферу действия всех технических комитетов МЭК и ИСО. Теперь программа работ ТК 56 не ограничивается стандартами на электротехнику и радиоэлектронику. Тогда же была организована объединенная группа «Качество, надёжность, статистика», координирующая совместную деятельность ТК 56 с комитетами ИСО: ТК 176 по управлению качеством и ТК 69 по применению статистических методов. В 1993г. издан первый стандарт под двойным номером: МЭК 300— 1/ИСО 9000—4, положивший начало взаимодействию стандартов МЭК по управлению надёжностью (серия 300) и стандартов ИСО по управлению качеством (серия 9000). В 1995г. произошло официальное придание ТК 56 статуса «горизонтального» комитета, работающего на «вертикальные» видовые комитеты МЭК и ИСО.
Концепция ТК 119 Государственной (Национальной) системы стандартизации в области надёжности
Созданный в 1990г. ТК 119 «Надёжность в технике» Госстандарта Российской Федерации (ныне Агентство по техническому регулированию) проводит работы по государственной и международной стандартизации общетехнических аспектов надёжности и разработке системы стандартов с одноименным названием (стандарты группы 27). За время своего существования комитет разработал ряд стандартов, и несколько находятся в разработке.
В последние годы характер деятельности ТК 119изменился в связи с возросшей активностью работ на международном уровне по линии МЭК/ТК 56 «Надёжность», что привело к необходимости ревизовать деятельность ТК. Планируется, что основным перспективным направлением работ ТК 119 будет активное участие в разработке международных стандартов по общетехническим аспектам надёжности, а также в разработке соответствующих государственных стандартов. Организационное и научно-методическое содействие по обеспечению указанных работ оказывает ТОО «СТЕНД», представляющее юридическое лицо ТК 119.
Концепция определяет техническую политику государственной стандартизации в области надёжности с учётом международного опыта и национальных интересов.
Нормативные документы
Основополагающими документами для выполнения работ по стандартизации в области надёжности техники являются:
§ законы Российской Федерации, регламентирующие деятельность по стандартизации, защите прав потребителей, и сертификации;
§ стандарты национальной системы стандартизации;
§ правила по стандартизации ПР 50.1.008—95 «Порядок и проведение работ по международной стандартизации в Российской Федерации»;
§ директивы ИСО/МЭК по технической работе;
§ РД 50—688—90 «Типовое положение о техническом комитете по стандартизации»;
§ Положение о техническом комитете по стандартизации ТК 119«Надёжность в технике»;
§ инструкция «О порядке деятельности экспертов Российской Федерации в МЭК/ТК 56 «Надёжность»;
Основные положения
Целями стандартизации в области надёжности техники являются:
§ развитие и актуализация нормативной базы для регулирования взаимодействия заинтересованных сторон (разработчик, изготовитель, поставщик, потребитель, заказчик) при обеспечении надёжности на всех стадиях жизненного цикла изделий;
§ регламентации методов решения типовых задач надёжности как основы для разработки соответствующих правил, методик, процедур и т. п., применяемых при создании, испытаниях и эксплуатации конкретных изделий;
§ обеспечение уровня надёжности изделий, требования к которым устанавливают государственные органы.
К последним отнесены изделия, недостаточная надёжность которых может представлять угрозу жизни и здоровью людей, приводить к отрицательным экологическим последствиям и/или большому экономическому ущербу. Также это изделия, разрабатываемые по заказам Минобороны и других государственных заказчиков по оборонной промышленности.
Для достижения указанных целей стандартизация в области надёжности решает следующие основные задачи:
§ устанавливает положения и требования организационного, терминологического, технического, технологического, экономического и правового характера, направленные на обеспечение надёжности техники как основы для взаимодействия сторон, участвующих в ее разработке, производстве и эксплуатации;
§ регламентирует отвечающие современному научно-техническому уровню и адекватные практике способы и методы решения типовых задач обеспечения надёжности, эффективность которых подтверждена необходимой апробацией (экспериментально, опытом практического применения, научно-технической экспертизой);
§ устанавливает количественные ограничения по уровню надёжности и способам её контроля в стандартах вида общих технических требований (ОТТ), общих технических условий (ОТУ) на изделия, требования к которым определяют государственные органы.
Стандартизация в области надёжности должна носить комплексный характер и быть взаимоувязанной со стандартизацией по безопасности, живучести, технической диагностике, применению статистических и других методов и одновременно должна рассматриваться как составная часть общей проблематики стандартизации управления качеством.
Требования комплексного характера, относящиеся к разным направлениям (надёжность, экономика, право), должны регламентироваться в стандартах комплексной ориентации.
Стандартизация в области надёжности должна осуществляться с учётом зарубежной интеграции международных и национальных стандартов, а также интеграции со стандартизацией в областях отказобезопасности и эксплуатационных (потребительских) свойств техники. Она должна выполняться на основе целевых научных исследований и применения перспективных информационных технологий, в том числе путём создания специализированных программ для персональных компьютеров — стандартов принципиально нового вида. Особенно это относится к методам надёжности как объектам стандартизации. Вместо регламентации в стандартах на бумажном носителе ограниченного числа решений, полученных с помощью того или иного метода, в стандартах-программах может быть реализован сам метод, что обеспечивает пользователю получение наиболее рациональных решений и многократно повышает эффективность стандартизации.
Уровни обобщения. Проблематика надёжности реализуется в стандартах на трёх уровнях обобщения регламентируемых положений в соответствии с уровнями разукрупнения техники.
Первый уровень — общетехнические стандарты, распространяющиеся на технику в целом или большинство её видов.
Второй уровень образуют стандарты на укрупнённые группы однородных изделий (однородной продукции), характеризующиеся общностью способов конкретизации положений надёжности общетехнических стандартов применительно к данной группе.
Третий уровень представляют стандарты на группы однородной продукции или изделия конкретных видов, в которых отражается специфика надёжности или вида изделия. Государственные стандарты третьего уровня допускается разрабатывать только при наличии явно выраженной специфики надёжности группы продукции или вида изделия. В совокупности стандарты трех уровней образуют фонд стандартов по надежности.
При формировании рационального по составу и структуре фонда стандартов используют два принципа:
§ максимального уровня — каждый объект стандартизации должен относиться к максимально высокому уровню обобщения, при котором сохраняется конкретность стандартизуемых положений в степени, обеспечивающей прямое применение объекта стандартизации без дополнительных разъяснений;
§ недопустимости дублирования — в стандартах запрещается дублирование положений и требований стандартов данного и более высокого уровней.
При разработке государственных стандартов второго и третьего уровней следует учитывать сформировавшуюся за рубежом тенденцию упрощения иерархии стандартов по надёжности и сведения её к двум основным уровням:
международно-национальным стандартам, т. е. к международным стандартам, непосредственно применяемым в качестве национальных в большинстве стран (в части общетехнических аспектов надёжности),
стандартам фирм, ассоциаций и т. п. (в части специфических видовых аспектов).
Требования к надёжности и методы контроля их выполнения содержатся также в нормативной документации (НД), устанавливающей общие требования к продукции (стандартах вида ОТТ, ОТУ, технических условиях). Такие требования разрабатывают на основе требований и положений фонда стандартов по надёжности.
Система стандартов «Надёжность в технике»
Государственные стандарты первого уровня образуют общетехническую систему стандартов «Надёжность в технике» (группа 27). В исключительных случаях к указанной системе могут быть отнесены стандарты второго уровня, касающиеся аспектов надёжности наиболее крупных групп однородной продукции. Систему стандартов «Надёжность в технике» ведёт ТК 119по стандартизации Агентства по техническому регулированию РФ.
Стандарты третьего и в общем случае второго уровня разрабатываются вне системы «Надёжность в технике».
Взаимодействие с международными стандартами.
За рубежом общетехнические стандарты по надёжности разрабатывают в основном только на международном уровне — в МЭК/ТК 56 «Надёжность». Страны активно участвуют в разработке международных стандартов и внедряют их в качестве национальных. Это обеспечивает гармоничный учёт интересов разных стран, получение взаимно признаваемых решений и, как следствие, простоту прямого применения международных стандартов на национальном уровне.
Таким образом, фонд национальных стандартов в странах формируется как итог работ по международной стандартизации. Такая организация работ является наиболее рациональной, так как большинство проблем общетехнической надёжности, решаемых средствами стандартизации (термины, правила, методы, процедуры, алгоритмы и т. п.), носят внегосударственный и вненациональный характер.
Система стандартов «Надёжность в технике» должна быть увязана с международными стандартами МЭК, и формироваться через разработку МЭК/ТК 56 «Надёжность». Подобной организации работ ранее не было. В настоящее время параллельно существуют два недостаточно взаимоувязанных направления стандартизации — государственная (межгосударственная) и международная, вследствие чего возникают сложности при взаимодействии стандартов системы «Надёжность в технике» со стандартами МЭК/ТК 56.
Кроме того, при разработке видовых стандартов по надёжности распространена практика самостоятельной внутриведомственной регламентации общетехнических аспектов надёжности, что приводит к ненужному дублированию и/или несоответствиям, а также к ненужным затратам.
Общетехнические аспекты надёжности должны рассматриваться в качестве объектов стандартизации на самом высоком международном уровне.
Увязка осуществляется в следующих направлениях:
§ участие в формировании программы работ по международной стандартизации МЭК/ТК 56 (в составе группы советников по стратегии (SAG) и координационной группы «Качество, надёжность, статистика» (QDS));
§ разработка и коррекция планов государственной стандартизации по надежности в соответствии с программой работ МЭК/ТК 56;
§ участие специалистов ТК 119как официальных экспертов от российской стороны в процессах разработки международных стандартов в рабочих группах МЭК/ТК 56;
§ продвижение национальных результатов в международные стандарты путем внесения российской стороной в МЭК/ТК 56 предложений по новым рабочим темам, обоснования и содействия принятию внесенных предложений и последующего руководства разработками;
§ внедрение международных стандартов в качестве государственных;
§ прекращение (сокращение) «мешающих» видов деятельности: обособленной разработки государственных и межгосударственных стандартов по общим проблемам надежности вне связи с деятельностью МЭК/ТК 56, а также видовых стандартов, необоснованно регламентирующих общетехнические положения надежности видовой специализации.
Научно-практическое обеспечение участия в работах по международной стандартизации
Имеющиеся в распоряжении ТК 119 научные и практические результаты обеспечивают Российской федерации возможность быть в числе лидеров международной стандартизации в области надёжности наряду с США, Англией, Францией, Канадой, Швецией, Японией, Германией.
В отраслях и ведомствах накоплен большой опыт обеспечения надёжности различных видов техники, который частично может быть использован в разработке международных общетехнических стандартов. В первую очередь это относится к отраслям, участвующим в создании и эксплуатации изделий спецтехники.
В ТК 119 и ВНИИстандарте Агентства по техническому регулированию России проводятся целенаправленные научные исследования по стандартизации методов надёжности и применению информационных технологий. Разработана единая методологическая основа стандартизации инструментария, надёжности, определены конкретные пути усовершенствования ряда международных стандартов и выработаны предложения по новым рабочим темам.
Программа работ по участию ТК 119 в международной стандартизации в области надёжности, основанная на результатах исследований, может уточняться и дополняться по предложениям заинтересованных организаций и результатам их рассмотрения в ТК 119.
Работы по межгосударственной стандартизации. Работы по международной стандартизации от России по линии МЭК/ТК 56 ведет ТК 119 «Надёжность в технике». Работы по межгосударственной стандартизации в рамках системы «Надёжность в технике» следует проводить с учетом фактического состояния работ МЭК/ТК 56 по международной стандартизации (МС).
С учётом проблематики надёжности, состояния её международной и национальной стандартизации, тенденций и перспектив развития в системе стандартов «Надёжность в технике» целесообразно разрабатывать проблемно-ориентированные общетехнические стандарты. Структура и состав стандартов системы «Надёжность в технике» в процессе увязки должны приближаться к структуре и составу стандартов МЭК/ТК 56 в степени, соответствующей конкретным результатам гармонизации. При разработке стандартов руководствуются общими принципами стандартизации. Общее число проблемно-ориентированных стандартов системы «Надёжность в технике» на завершающем этапе формирования составляет около 60...70 наименований.
Статус стандартов по надёжности
Стандарты по надёжности являются обязательными для изделий, требования к которым устанавливают государственные органы. Для других видов изделий обязательный характер требований стандартов по надёжности оговаривают в контрактах, договорах на поставку и/или в аналогичных документах.
Требования стандартов по контролю надёжности являются обязательными для изделий, численные значения показателей надёжности которые заявлены изготовителем или поставщиком в сопроводительной документации на изделие, паспорте или рекламе любого вида. В остальных случаях стандарты по надёжности являются рекомендуемыми.
Концепция сертификации систем обеспечения надёжности сложной наукоемкой продукции.