Элементы программы, характерные для продукции или проекта

Элементы программы, не зависящие от продукции или проекта.

Стандарт предусматривает возможность выборочного ис­пользования его требований в зависимости от конкретных об­стоятельств, для этого заинтересованные стороны должны оформить письменное соглашение. Терминология, принятая в стандарте, отличается от при­нятой в отечественной литературе. Центральными понятиями стандарта являются программа обеспечения общей надёжнос­ти и план обеспечения общей надёжности.

Программа обеспечения общей надёжности — это ор­ганизационные структуры, обязанности, процедуры и ресур­сы, используемые для управления общей надёжностью. Этот термин близок к понятию «система обеспечения надёжности», принятому в отечественной документации. Программа относится к элементам, не зависящим от конкретной продукции или про­екта, и должна включать все стадии ЖЦ продукции от плани­рования до эксплуатации и, возможно, до изъятия из обраще­ния. Программа состоит из элементов, разбитых по задачам.

План обеспечения общей надёжности — это документ, определяющий специфический порядок обеспечения общей надёжности, ресурсы и последовательность действий в отноше­нии конкретного вида продукции, контракта или проекта. Этот термин аналогичен понятию «программа обеспечения надёж­ности», принятому в российской документации. План относит­ся к элементам, характерным для продукции или проекта, и входит в общий производственный план или план проекта.

Под общей надёжностьюпонимается некоторый собира­тельный термин, используемый для определения характерис­тики эксплуатационной готовности и влияющих на неё факто­ров, а именно: характеристик надёжности, ремонтопригоднос­ти и материального обеспечения технического обслуживания и текущего ремонта. Термин используется только для общих описаний без количественной оценки.

Раздел стандарта «Обязанности руководства» включает ряд дополнительных по отношению к устанавливаемым стан­дартами ИСО требований к элементам (процедурам) системы качества. В частности, к ним относятся следующие требова­ния.

На предприятии должен быть утвержден, и исполнять­ся документ, выражающий политику предприятия в облас­ти обеспечения надёжности своей продукции и связанных с ней услуг. Этот документ может быть составной частью политики в области качества или разрабатываться и вы­полняться как самостоятельный документ.

На предприятии должны быть утверждены, и поддер­живаться элементы программыобеспечения надёжности и соответствующие ресурсы. Элементы и ресурсы могут быть составной частью соответствующих элементов и ре­сурсов системы качества, но при этом легко отличимые от них.

Деятельность предприятия на ранних этапах планиро­вания и проектирования продукции должна основываться на некотором документально оформленном задании по обеспечению надёжности продукции, включающем коли­чественные характеристики, составленные на базе изуче­ния рынка. Эти требования должны быть распределены по составным частям разрабатываемой продукции.

Анализ со стороны руководства должен включать ана­лиз программ общей надёжности. Помимо этого, на пред­приятии должна быть утверждена, и соблюдаться процеду­ра систематического, рекуррентного и независимого ана­лиза соответствия принятых процессов, процедур и средств установленным целям и задачам. Следует отметить, что этот анализ должен включать оценку экономической эф­фективности программы с точки зрения фактического по­вышения надежности, снижения затрат на техническое об­служивание и др.

Раздел «Элементы программы, не зависящие от продукции или проекта» включает общие для всех видов продукции или работ требования по обеспечению надёжности, в том числе:

к порядку оформления структуры и элементов програм­мы;

к методам и моделям, применяемым для прогнозирова­ния, анализа и оценки надёжности;

к банкам данных о надёжности продукции при испыта­ниях и/или эксплуатации;

к регистрации документов и данных, относящихся к обеспечению надёжности.

Раздел «Элементы программы, характерные для продук­ции или проекта» содержит широкий спектр конкретных тре­бований к практическим методам обеспечения надёжности на предприятии:

планирование и управление;

анализ контракта и контрактных связей;

требования к общей надёжности;

инженерные разработки;

продукция, поступающая из внешних источников;

анализ, прогнозирование и рассмотрение проекта;

проверка, оценка и испытания;

программа стоимости продукции с учётом срока служ­бы;

планирование режима эксплуатации и материального обеспечения технического обслуживания и текущего ре­монта;

усовершенствование и модификация;

практика связи с потребителями

Требование к качеству единиц продукции «...включает в себя безотказность, долговечность, сохраняемость, ремонтопригодность, экологичность и др.» (DIN 55 350 часть11/05.87). Из этой цитаты следует, что менеджмент надёжности является частью менеджмента качества. Вначале это положение воспринималось, как само собой разумеющееся, в соответствии с устоявшимися представлениями о проблеме качества и только в последние годы оживлённому обсуждению подвергались различные подходы к соотношению «надёжность – качество». В конечном счете, решение было принято в пользу совместного системного рассмотрения этих вопросов, так как независимое, локальное рассмотрение отдельных аспектов одной проблемы без учёта их системной связи приводит к неэкономичным и, более того к неточным решениям: свойства единицы продукции должны быть общим объектом менеджмента качества и менеджмента надёжности. К этим свойствам, конечно, относятся и характеристики надёжности, которые одновременно являются и характеристиками качества.

Менеджмент надёжности реализуемой продукции должен быть спланирован на перспективу. Для этого нужны особо мощные инструменты. Поэтому здесь были затронуты только самые важные основные моменты, за исключением техники расчётов по случайным отказам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: