Элементы программы, не зависящие от продукции или проекта.
Стандарт предусматривает возможность выборочного использования его требований в зависимости от конкретных обстоятельств, для этого заинтересованные стороны должны оформить письменное соглашение. Терминология, принятая в стандарте, отличается от принятой в отечественной литературе. Центральными понятиями стандарта являются программа обеспечения общей надёжности и план обеспечения общей надёжности.
Программа обеспечения общей надёжности — это организационные структуры, обязанности, процедуры и ресурсы, используемые для управления общей надёжностью. Этот термин близок к понятию «система обеспечения надёжности», принятому в отечественной документации. Программа относится к элементам, не зависящим от конкретной продукции или проекта, и должна включать все стадии ЖЦ продукции от планирования до эксплуатации и, возможно, до изъятия из обращения. Программа состоит из элементов, разбитых по задачам.
|
|
План обеспечения общей надёжности — это документ, определяющий специфический порядок обеспечения общей надёжности, ресурсы и последовательность действий в отношении конкретного вида продукции, контракта или проекта. Этот термин аналогичен понятию «программа обеспечения надёжности», принятому в российской документации. План относится к элементам, характерным для продукции или проекта, и входит в общий производственный план или план проекта.
Под общей надёжностьюпонимается некоторый собирательный термин, используемый для определения характеристики эксплуатационной готовности и влияющих на неё факторов, а именно: характеристик надёжности, ремонтопригодности и материального обеспечения технического обслуживания и текущего ремонта. Термин используется только для общих описаний без количественной оценки.
Раздел стандарта «Обязанности руководства» включает ряд дополнительных по отношению к устанавливаемым стандартами ИСО требований к элементам (процедурам) системы качества. В частности, к ним относятся следующие требования.
На предприятии должен быть утвержден, и исполняться документ, выражающий политику предприятия в области обеспечения надёжности своей продукции и связанных с ней услуг. Этот документ может быть составной частью политики в области качества или разрабатываться и выполняться как самостоятельный документ.
На предприятии должны быть утверждены, и поддерживаться элементы программыобеспечения надёжности и соответствующие ресурсы. Элементы и ресурсы могут быть составной частью соответствующих элементов и ресурсов системы качества, но при этом легко отличимые от них.
|
|
Деятельность предприятия на ранних этапах планирования и проектирования продукции должна основываться на некотором документально оформленном задании по обеспечению надёжности продукции, включающем количественные характеристики, составленные на базе изучения рынка. Эти требования должны быть распределены по составным частям разрабатываемой продукции.
Анализ со стороны руководства должен включать анализ программ общей надёжности. Помимо этого, на предприятии должна быть утверждена, и соблюдаться процедура систематического, рекуррентного и независимого анализа соответствия принятых процессов, процедур и средств установленным целям и задачам. Следует отметить, что этот анализ должен включать оценку экономической эффективности программы с точки зрения фактического повышения надежности, снижения затрат на техническое обслуживание и др.
Раздел «Элементы программы, не зависящие от продукции или проекта» включает общие для всех видов продукции или работ требования по обеспечению надёжности, в том числе:
к порядку оформления структуры и элементов программы;
к методам и моделям, применяемым для прогнозирования, анализа и оценки надёжности;
к банкам данных о надёжности продукции при испытаниях и/или эксплуатации;
к регистрации документов и данных, относящихся к обеспечению надёжности.
Раздел «Элементы программы, характерные для продукции или проекта» содержит широкий спектр конкретных требований к практическим методам обеспечения надёжности на предприятии:
планирование и управление;
анализ контракта и контрактных связей;
требования к общей надёжности;
инженерные разработки;
продукция, поступающая из внешних источников;
анализ, прогнозирование и рассмотрение проекта;
проверка, оценка и испытания;
программа стоимости продукции с учётом срока службы;
планирование режима эксплуатации и материального обеспечения технического обслуживания и текущего ремонта;
усовершенствование и модификация;
практика связи с потребителями
Требование к качеству единиц продукции «...включает в себя безотказность, долговечность, сохраняемость, ремонтопригодность, экологичность и др.» (DIN 55 350 часть11/05.87). Из этой цитаты следует, что менеджмент надёжности является частью менеджмента качества. Вначале это положение воспринималось, как само собой разумеющееся, в соответствии с устоявшимися представлениями о проблеме качества и только в последние годы оживлённому обсуждению подвергались различные подходы к соотношению «надёжность – качество». В конечном счете, решение было принято в пользу совместного системного рассмотрения этих вопросов, так как независимое, локальное рассмотрение отдельных аспектов одной проблемы без учёта их системной связи приводит к неэкономичным и, более того к неточным решениям: свойства единицы продукции должны быть общим объектом менеджмента качества и менеджмента надёжности. К этим свойствам, конечно, относятся и характеристики надёжности, которые одновременно являются и характеристиками качества.
Менеджмент надёжности реализуемой продукции должен быть спланирован на перспективу. Для этого нужны особо мощные инструменты. Поэтому здесь были затронуты только самые важные основные моменты, за исключением техники расчётов по случайным отказам.