ТЕМА 12: ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ
План темы:
1 Вопрос. Понятие и элементы цены. Факторы, влияющие на уровень цен.
2 Вопрос. Структура розничной цены.
3 Вопрос. Методы ценообразования.
1Вопрос. Понятие и элементы цены. Факторы, влияющие на уровень цен.
От выбора ценовой политики и от правильного расчёта цены во многом зависит конкурентоспособность предприятия, его товарооборот и прибыль.
ЦЕНА – это денежное выражение стоимости товара.
В состав цены включаются следующие ЭЛЕМЕНТЫ:
1 элемент – СЕБЕСТОИМОСТЬ – это затраты предприятия на приобретение сырья, товаров + издержки производства и обращения. Себестоимость – это нижний уровень цены. Продажа товара по себестоимости не обеспечит предприятию доходности.
2 элемент – ПРИБЫЛЬ
3 элемент - КОСВЕННЫЕ НАЛОГИ (НДС И АКЦИЗ)
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА УРОВЕНЬ ЦЕНЫ:
покупательский спрос;
конкуренция;
качество товара (услуги).
2Вопрос. Структура розничной цены.
В своём движении товар может пройти три стадии:
1. Товар от изготовителя переходит в оптовую торговлю (цена по которой изготовитель продаёт товар, называется отпускной ценой).
|
|
2. Товар от оптовика переходит в розничную сеть (цена, по которой оптовик продаёт товар, называется оптовой ценой торговли).
3. Товар из розничной сети переходит к потребителю (цена, по которой магазин продаёт товар, называется свободной розничной ценой).
Себестоимость | Прибыль | НДС | Оптовая наценка | НДС | Наценка магазина | НДС |
ОТПУСКНАЯ ЦЕНА | ||||||
ОПТОВАЯ ЦЕНА ТОРГОВЛИ | ||||||
СВОБОДНАЯ РОЗНИЧНАЯ ЦЕНА |
3Вопрос. Методы ценообразования.
МЕТОДЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ – это способы формирования розничной цены.
ЗАТРАТНЫЙ МЕТОД– заключается в начислении наценки на себестоимость товара. Наценка может быть стандартной или дифференцированной.
МЕТОД ЦЕЛЕВОЙ ПРИБЫЛИ – цена устанавливается исходя из желаемого размера прибыли. Используя этот метод, фирма должна рассчитать, при каком уровне цены будут достигнуты объёмы продаж, позволяющие возместить валовые издержки и получить целевую прибыль.
МЕТОД «ОЩУЩАЕМОЙ ЦЕННОСТИ» ТОВАРА – при расчёте цены на первый план выступает восприятие товара покупателем. Предприятие использует неценовые меры воздействия, чтобы усилить ценность товара (сервис, гарантии, товарные марки…).
План темы:
1 Вопрос. Понятие прибыли. Состав прибыли. Факторы, влияющие на прибыль.
2 Вопрос. Распределение и использование прибыли.
3 Вопрос. Рентабельность и её виды.
4 Вопрос. Банкротство предприятия.
1Вопрос. Понятие прибыли. Состав прибыли. Факторы, влияющие на прибыль.
В условиях рыночной экономики каждое предприятие стремится к получению максимальной прибыли.
|
|
ПРИБЫЛЬ – это положительный финансовый результат разницы между доходами и расходами. В торговле и общественном питании прибыль от реализации определяется, как разница между валовым доходом и издержками производства и обращения:
П = ВД – И
Каждое предприятие стремится увеличить объём продаж, валовой доход и снизить свои расходы.
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРИБЫЛЬ:
1.Валовой доход – чем выше валовой доход, тем больше прибыль;
2.Издержки обращения – чем ниже уровень издержек, тем больше прибыль.
СОСТАВ ВАЛОВОЙ ПРИБЫЛИ:
1 Прибыль от основной деятельности – от продажи товаров и оказания дополнительных услуг.
2 Прибыль от реализации основных фондов и нематериальных активов.
3 Прибыль от внереализационной деятельности (доходы по ценным бумагам, доходы от сдачи имущества в аренду, положительные курсовые разницы, штрафы, полученные за нарушение условий договора…)
2Вопрос. Распределение и использование прибыли.
Валовая прибыль является объектом налогообложения. Ставка налога на прибыль 20%. После уплаты налогов в распоряжении предприятия остаётся чистая прибыль. Чистую прибыль предприятие распределяет и использует по своему усмотрению. За счёт чистой прибыли создаются следующие фонды:
· Резервный фонд
· Фонд накопления (создаётся для расширения предприятия, обновления материально-технической базы).
· Фонд потребления (создаётся для материального поощрения работников).
Если предприятие не создаёт такие фонды, то прибыль является нераспределённой и используется на любые цели.
3Вопрос. Рентабельность и её виды.
РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ – это относительный показатель доходности, прибыльности предприятия.
Виды рентабельности:
ОБЩАЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ПОДАЖ – характеризует величину прибыли, полученную с каждого рубля выручки (товарооборота) от реализации всех товаров: Р = П / Т * 100%
ЧАСТНАЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ПРОДАЖ – характеризует величину прибыли, полученную с каждого рубля выручки (товарооборота) по каждой конкретной товарной группе. Частная рентабельность необходима для принятия решений в процессе формирования ассортимента товаров. Наибольшее предпочтение отдаётся товарам с более высокой рентабельностью, а нерентабельные товары исключаются из ассортиментного состава.
4 Вопрос. Банкротство предприятия.
БАНКРОТСТВО – это финансовая несостоятельность предприятия, то есть неспособность удовлетворять требования кредиторов.
ПРИЗНАКИ БАНКРОТСТВА:
1. Увеличиваются убытки – расходы предприятия превышают доходы;
2. На расчётном счёте отсутствуют денежные средства;
3. В течение 3 месяцев не погашается задолженность по оплате труда;
4. В течение 3 месяцев не погашается задолженность бюджету;
5. В течение 3 месяцев не погашается задолженность поставщикам.
Основная причина банкротства – низкий профессиональный уровень управления предприятием.
Предприятие, которое начинает испытывать финансовые затруднения, должно принять все меры для того, чтобы не допустить ликвидации. К таким мерам можно отнести:
1. Мировое соглашение с кредиторами – отсрочка погашения долга.
2. Финансовое оздоровление (за счёт господдержки).
3. Реорганизация.
4. Изменение стратегии развития бизнеса.
Если предприятие не справилось с финансовыми трудностями, оно подлежит ликвидации.
Ликвидация бывает 2 видов:
· Добровольная – по заявлению собственника;
· Принудительная – по решению суда.
После официального признания предприятия банкротом, его имущество продаётся, а долги погашаются в порядке очерёдности:
1. Погашается задолженность по оплате труда;
2. Погашается задолженность бюджету;
3. Погашается задолженность поставщикам и банку.
4. Выплаты инвесторам;
|
|
5. Остаток средств – собственникам.