Организация работы с научной литературой

Развитие человеческого общества, науки и техники неразрывно связано с накоплением информации и передачей ее от одного поколения другому.

В конце ХХ века полученные знания устаревают гораздо быстрее, чем в его начале. Если раньше полученных знаний специалисту хватало на 10-15 лет, то теперь этот срок сократился в 3 5 раз. Это значит, что приходится всю жизнь учиться и переучиваться, заниматься самообразованием.

В современных условиях необходимо уметь самостоятельно пополнять свои знания, быстро ориентироваться в стремительном потоке научной информации. Чтобы этот поток Вас не поглотил, научитесь пользоваться библиотечными информационно-поисковыми системами — каталогами и библиографией, электронной информацией в удаленных сетях.

Умение быстро найти литературу по нужному вопросу, правильно оформить список использованных источников к докладу, статье, курсовому и дипломному проекту, диссертации необходимо не только научному работнику, но и студенту ВУЗа. Это умение, иными словами, элементарная библиографическая грамотность приобретает с каждым годом все большее значение.

Приступая к работе над темой, прежде всего выясните, в какой степени она разработана, в каких публикациях отражена. Для этого надо определить:

1. Какие публикации нужны: обзоры, монографии, статьи, патенты, неопубликованные материалы, и т.д.

2. Язык публикаций. Только ли на русском языке необходимо просматривать литературу или также на иностранных, на каких именно.

3. Хронологические рамки публикаций. За какие годы необходимо просмотреть литературу.

4. Каталоги, картотеки (их разделы).и библиографические источники для просмотра.

5. Какие источники профессиональной информации можно использовать в Интернете.

Поиск литературы лучше всего начинать с каталогов ближайшей библиотеки (с вузовской). Нужно помнить, что каталоги дают сведения только о книгах, имеющихся в данной библиотеке.

Следующий этап поиска просмотр библиографических изданий.

Поиск научно-технической литературы

Традиционный способ поиска – работа с библиотечными каталогами. Основных структур каталога, т.е. способов группировки в нём материала, три.

В алфавитном каталоге материал располагается в алфавитном порядке фамилий авторов и названий издающих учреждений (коллективный автор), а также заглавий документов. С помощью алфавитного каталога определяется наличие нужного документа в библиотеке и его шифр (индекс).

В систематическом каталоге описания документов группируются в соответствии с отраслями знания, с которыми связано их содержание. Внутри отраслевого отдела идёт группировка по классам, затем по подклассам и т.д. Структура каталога определяется принятой библиотечно-библиографической классификацией. Для облегчения работы к систематическому каталогу обычно составляется «ключ», т.е. алфавитно-предметный указатель. В нём в алфавитном порядке приводятся все рубрики систематического каталога.

В предметном каталоге, как и в систематическом, расположение материала определяется содержанием документов. Однако, если в систематическом каталоге записи располагаются по отраслям знания (науки), то в предметном каталоге документы располагаются в соответствии с алфавитным расположением вопросов (предметов). При этом под одним и тем же заголовком собираются документы, относящиеся к различным отраслям знания.

Следует отметить также каталог продолжающихся изданий, в котором находятся названия периодических журналов, сборников работ, библиографической информации и каталог изданий на иностранных языках.

Таким образом, рекомендуется при поиске и хранении информации выполнять следующие операции:

1. определить предмет поиска (ключевые слова, химические формулы, «лидеров» в данной области);

2. составить карту поиска (конкретизировать, уточнить все аспекты предмета поиска);

3. задать глубину поиска;

4. выбрать источники информации;

5. провести поиск информации;

6. организовать отбор и хранение найденной информации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: