Поворот в западногерманской историографии. Группа Г. Ротфельса

Во второй половине 50-х годов во всем мире и в Западной Германии произошли сдвиги, которые оказали влияние на историографию нового и новейшего времени и на развитие исторической мысли в целом.

В западногерманской историографии в это время выхо­дит на передний план влиятельная группа историков-либералов, во главе с Г. Ротфельсом. Именно с его деятельностью, а также Т. Шидера, В. Конце, Т. Эшенбурга, К.-Д. Эрдмана, В. Маркерта, X. Краусника и воспитанных Ротфельсом и Шидером молодых историков — В. Бессона, Г. Моммзена, Д. Гейера и В. И. Моммзена связано образо­вание направления, которое до сих пор доминирует в герман­ской историографии.

Его представители руководили деятельностью важнейших историче­ских и историко-политических журналов в Западной Германии, а на многие другие оказывали большое влияние. Эти историки весьма актив­но занимались идеологической работой, прежде всего при по­мощи прессы, радио и телевидения, а также непосредственно участвовали в управлении страной. Они являлись советниками боннского прави­тельства.

Среди названных историков ведущую роль играл Ганс Ротфельс. Хотя его работы по истории, появившиеся после 1945 г., невелики по объему, они тем не менее считаются программными. Особенно это отно­сится к книгам «Немецкая оппозиция против Гитлера» (1958, 2-е знач. перераб. изд., 1-е изд. — 1948) и «Рассуждения по современной исто­рии» (1959).

Основная задача первого из названных произведений — предста­вить деятельность заговорщиков 20 июля 1944 г. как единственно серь­езное и заслуживающее внимания движение Сопротивления против Гит­лера. Во втором Ротфельс сводит воедино статьи, доклады и некото­рые главные тезисы, а также суммирует идеи, характерные для западногерманской историографии, которые уси­лили в Западной Германии тягу к современной исто­рии. Он потребовал более тесной связи западногерманской историографии с политикой Бонна.

На примере Ротфельса особенно хорошо видно, что деятельность историка неотделима от его деятель­ности политика и публициста. Это характерно для большинства его коллег, занимающихся новой и новейшей историей.

Теодор Шидер, который с 1957 г. являлся главным редактором «Исторического журнала» («Historische Zeitschrift», HZ), известен прежде всего имеющими реваншистскую окрашенность трудами по на­циональному вопросу в XIX и XX столетиях, а также статьями по воп­росам методологии истории. В них автор стремится установить связь между историографией и социологией. Совместно с Г. Ротфельсом, В. Конце и др. он работал над изданием, которое финансиро­валось и было выпущено боннским правительством,— «Документы об изгнании немцев из Восточной и Центральной Европы».

Теодор Эшенбург, больше государствовед, чем историк, занимался преимущественно внутренней политикой Веймарской республики и бонн­ского государства. Вместе с другими историками, группирующимися вокруг Ротфельса, он выступил в изданной боннским министерством обороны книге «Насущные вопросы современности».

Если Карл-Дитрих Эрдман, Вальдемар Бессон и др. наряду с историко-теоретическими и историко-политическими проблемами с особым вниманием изучают период Веймарской республики, то Вернер Конце исследует преимущественно вопросы истории рабочего движения, исто­рии партий, а также социальные проблемы периода развитого промышленного капитализма.

Хотя историки, возглавляемые Г. Ротфельсом, далеко не одинако­вы, в их историко-политической концепции, конкретно-исторических представлениях, теории и методологии истории имеется много общего. В философском и методологическом плане либеральное течение ха­рактеризуется ярко выраженным эклектизмом, важнейшим признаком которого является стремление дополнить старые учения современной философией (теории К. Ясперса) и социологией (прежде всего учение М. Вебера).

В сфере конкретно-исторического исследования историки группы Ротфельса чаще всего они используют досто­верный фактический материал для конструирования произвольных исто­рических схем.

Их научным и организационным центром являлся Мюнхенский ин­ститут современной истории. В ученый совет института входили кроме Ротфельса, бессменного его председателя, его единомышленники — Эшенбург, Краусник и др., а также ряд консервативных историков, в числе которых генерал Г. Шпейдель.

Существенным рубежом в развитии западногерманской историо­графии явилось начало 1960-х годов. В ней значительно усиливается диф­ференциация по научно-политическому признаку. В этот период в про­тивовес господствующему направлению все эффективнее выступает те­чение антимилитаристское. Однако тогда же активизируются и фашистские и профашистские силы.

В этот период большой интерес вызыва­ет тема сосуществования. Почти все крупные историки так или иначе высказывают свое отношение к ней. В целом группа Ротфельса признала важность принципа сосуществования во взаимо­отношениях между Западом и Востоком.

Западногерманские историки, занимающиеся изу­чением Востока, образовали особую группу в западногер­манской историографии. Их можно подразделить на две основные ка­тегории; к первой относятся Г. Аубин, Т. Оберлендер, Г. Краусс, Б. фон Рихтхофен и др.; вторые — «советоло­ги». Их органом является журнал «Западные и восточные встречи» («Westostliche Begegnungen»), а организационным центром — создан­ный в 1961 г. при боннском министерстве внутренних дел Институт по изучению марксизма-ленинизма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: