double arrow

Вопрос 2. Роль законодательной и исполнительной власти в государстве, специфические признаки

Роль законодательной власти - это право и возможность принимать общеобязательные правила в виде государственных актов государственного значения, имеющих наиболее общий характер и высшую юридическую силу. Эти правила находят свое выражение в особом государственном акте - законе.

Законодательная власть рассматривается как прямое (принятие законов путем референдума) или опосредованное (принятие их законодательными органами) выражение воли народа (хотя не всегда), его интересов, народного суверенитета. Поэтому законы имеют высшую юридическую силу и приоритет по сравнению с государственными актами исполнительной, судебной и иных ветвей власти. Акты президентов, правительств, судов не могут противоречить закону. Только органы конституционного контроля (например, конституционные суды) могут лишить закон действия, если признают, что закон противоречит Конституции - основному закону, обладающему высшей юридической силой.

Органы законодательной власти осуществляют управление государством путем принятия законов и иных правовых актов, а так же путем формирования других органов государства и осуществления контроля за их деятельностью. Они действуют на разных уровнях. Органом законодательной власти является, прежде всего, парламент - обобщенное название однопалатного (Китай, Египет, Дания, Швеция) или двухпалатного высшего выборного представительного органа законодательной власти (Россия, Франция, Великобритания и др.). Способ формирования палат различен (например, путем представительства, выборов). Почти во всех странах нижняя палата обладает большими правами, так как избирается непосредственно гражданами.

Слово «парламент» происходит от французского глагола «говорить», хотя родиной парламента считается Великобритания. Парламент является неотъемлемым институтом парламентаризма (форма представительной демократии и системы государственного руководства обществом). Для реализации своих функций парламент как орган государственной власти наделяется соответствующими полномочиями, объем которых предопределен формой правления.

Члены парламента получают свой мандат различными способами. Число членов парламента в разных странах неодинаково. Обычно верхняя палата малочисленней нижней (законом устанавливается фиксированная численность).

Депутаты и сенаторы обладают депутатским иммунитетом (неприкосновенностью) и индемнитетом (во-первых, не несет ответственности за свои выступления в Парламенте и те меры, которые он поддерживает своим голосованием, при этом не может употреблять оскорбительные выражения и вести себя неподобающим образом; во-вторых, депутатское вознаграждение). Различают депутатов со свободным и императивным мандатом, профессиональных парламентариев, депутатов-производственников.

Парламенты, их палаты имеют сходные внутренние органы. Руководит заседаниями палат председатель палаты и его заместитель(и). Обычно председатель избирается из среды наиболее многочисленной фракции, его заместители из других крупных фракций (так сформировано руководство Госдумой). Председатель палаты имеет некоторые общие полномочия во всех странах: ведет заседание палаты; вопросы внутреннего распорядка; финансовые вопросы; административные дела. Председатель - официальный представитель парламента. Во многих странах Европы председатель палаты и его заместители составляют бюро палаты (в России - Совет Государственной Думы: председатель + лидеры фракций). Этот орган коллегиально решает вопросы, возникающие в ходе заседания палаты, некоторые административно-финансовые вопросы, иногда между сессиями дает разрешение на возбуждение уголовного дела в отношении депутата.

Важнейшие внутренние организации парламента - партийные фракции (партии, клубы, объединения депутатов) - призваны формулировать и выражать свою позицию по проектам решения палаты. Члены фракции обычно подчиняются довольно жесткой дисциплине и голосуют по решению фракции (указаниям лидера фракции). Фракция обладает важными правами, которые не имеют отдельные депутаты, она пропорционально представлена в руководстве парламента, его комитетах. Фракции делят между собой места председателей постоянных комитетов (комиссий).

В парламенте и его палатах создаются постоянные комиссии или комитеты (комитеты - постоянные органы, комиссии - для временных органов, например, согласительная комиссия). В России - только комитеты палат. Постоянные комитеты создаются на весь срок полномочий парламента и обычно бывают отраслевыми или специализированными. Временные комиссии создаются в случае необходимости выполнения каких-либо отдельных заданий.

Во многих странах в парламентах создается координационный орган - Совет старейшин (Совет палаты в Госдуме РФ). В его состав входят руководители палаты и представители фракций, реже - председатели постоянных комитетов. Так же при парламенте состоит аппарат парламента (вспомогательные службы), который не входит в его состав. Порядок формирования внутренних органов и деятельность парламента определяется регламентами палат.

Одной из главных форм работы парламента является принятие законов (занимает более половины рабочего времени). Законы и иные решения парламент принимает на сессиях - промежуток времени, в течение которого проходят пленарные заседания, заседания постоянных комитетов и депутаты работают в своих избирательных округах. Промежуток между сессиями - каникулы. Различают очередные и чрезвычайные сессии. Время продолжительности созыва очередной сессии в РФ установлено в регламентах палат.

Важнейшая форма работы - пленарное заседание (на нем принимаются законы и решения). Для него необходим кворум, то есть определенное число присутствующих депутатов на сессии (226 человек - в России).

Законодательный процесс начинается со стадии законодательной инициативы. После внесения законопроекта начинается стадия его обсуждения; каждое обсуждение в палате сопровождается от 1 до 4 чтений. На закон, принятый обеими палатами, можно наложить вето. Далее идет подписание и его санкционирование.

Формой контроля парламента в отношении исполнительной власти выступают: дебаты, вопросы о недоверии, доклады и отчеты правительства и д.р.

С точки зрения концепции разделения властей исполнительная власть - это власть по выполнению законов, по их реализации законными мерами, включая принуждение. Для этого необходимы организационные меры, распорядительная деятельность, издание индивидуальных и нормативных правовых актов. В современных условиях исполнительная власть все чаще выступает как исполнительно-распорядительная, как организующая деятельность государства. Все эти аспекты составляют собственно управленческую деятельность государства.

Для осуществления своих задач исполнительная власть, во-первых, должна иметь особые структуры, в том числе и материальные основы (исполнительная власть обладает наиболее разветвленной системой разнообразных государственных органов с многочисленным кадровым составом госслужащих в центре и на местах), во-вторых, необходима исполнительная вертикаль (в отличии от законодательных и судебных органов государства, органы исполнительной власти строятся в соответствии с принципами подчиненности). Иерархия подчиненности предполагает, что исполнительную власть возглавляет одно должностное лицо (монарх, президент) или орган. В полу президентских республиках исполнительная власть может принадлежать правительству (ст. 110 Конституции РФ) или и президенту, и правительству, но возглавляет ее президент. Согласно Конституции РФ исполнительная власть находится у Правительства, но практически основная роль в исполнительной власти принадлежит Президенту.

Исполнительная власть - объективная необходимость, без нее не может функционировать государство. Вместе с тем по своему характеру, способам организации она тяготеет к обособленности, авторитаризму, стремится освободиться от контроля со стороны других ветвей власти. В связи с усложнением задач управления и по субъективным причинам исполнительная власть склонна к неоправданному расширению своего аппарата, его разбуханию, бюрократизму, коррупции. Борьба с этим затруднена.

Исполнительная власть действует на трех уровнях: федеральном, региональном и уровне местного самоуправления. Наряду с разделением органов исполнительной власти по уровням, различают исполнительные органы (должностные лица) общей и отраслевой компетенции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: