Легитимность политической власти

Политическое господство может по-разному оцениваться гражданами. Положительная оценка, принятие населением власти, признание ими ее правомерности означает ее легитимность. Легитимная власть обычно характеризуется как правомерная и справедливая. Легитимность связана с наличием у власти авторитета, ее соответствие ценностным представлениям большинства граждан.

Термин «легитимность» в переводе с французского означает законность. Но этот перевод не совсем точен. Законность, понимаемая как действие через закон и в соответствии с ним, может быть присуща и нелегитимной власти. Ее характеризует понятие «легальной власти», которое означает формальное соответствие власти и ее действий закону.

Легальность исходит от власти в лице государства, принимающего законы и контролирующего их исполнение, легитимность же исходит от граждан.

Поэтому легальность и легитимность реальной власти не всегда соответствуют друг другу и могут находиться даже в состоянии конфликта, например, когда сформированное в результате государственного переворота правительство действует через принимаемые им законы (т.е. оно легально), но не признается гражданами и, значит, не легитимно. Следовательно, позже это понятие приобрело более широкое значение. Легитимность начала связываться с правомерным и справедливым использованием власти.

Легитимность – это признание правомерности официальной власти обществом и международным содружеством.

Впервые принцип легитимности власти исследовал Макс Вебер. Он выделил 3 типа легитимности власти: традиционный, рационально-легальный, харизматический.

1- Традиционная легитимность – вера в священный характер обычаев и традиций.

Т.е., это ссылка на «божественное право», когда власть правителей есть выражение власти Бога на Земле. Отсюда пошло убеждение в правомерности и величии монархической власти, необходимости полного ей подчинения.

Этот тип власти сохранился и сейчас в некоторых странах Ближнего Востока: Саудовской Аравии, Омане, Иордании, Кувейте.

2 – рационально-легальная легитимность – вера в законность и рациональность правил формирования и функционирования институтов политической власти.

Например, формирование власти на свободных выборах, принцип верховности закона. Это бюрократическая власть.

3 – харизматическая легитимность – вера в исключительные качества носителя политической власти. «Харизма» – в переводе с греческого означает «божественный дар», «божественная благодать».

Этот способ легитимности власти часто используется в периоды революционных перемен, коренной ломки общественных отношений. В этом случае сознательно культивируется величина самой личности вождя.

Легитимность власти не ограничивается этими 3мя классическими типами. Во второй пол. 20 в. усиление национализма (3) привело к появлению этнической легитимности, т.е. формированию властных структур по национальному признаку. Этот тип распространен в молодых государствах, возникших после распада СССР, где нередко устанавливаются этнократические режимы, характеризующиеся допуском к власти лишь представителей одной, титульной нации и политической дискриминацией других этнических групп.

Типология легитимности власти:

1) структурная – характерна для устойчивых обществ, где власть сформировалась на основе существующих норм и правил.

2) идеологическая – основывается на господствующих в обществе представлениях о справедливости.

Если представления о власти связываются с коллективизмом и равенством, то от власти ждут уравнительной политики в экономической и социальной сферах, а государство должно заботиться и опекать граждан.

Если эти ценности связаны со свободой, индивидуализмом, то власть должна меньше вмешиваться в экономическую и социальную сферы, а создавать условия для активности граждан.

3) персонализированная легитимность – основывается на позитивном отношении к личности руководителя государства.

Как отмечалось, легитимность является результатом способности власти создавать и поддерживать веру народа в свои политические институты, в действия лидеров интересам общества, т.е. она является важнейшим условием политической стабильности (4). Легитимность власти находится в прямой зависимости от её эффективности, т.е. степени выполнения властью своих задач и функций.

По мнению ряда ученых, исследующих страны «третьего мира», отличающиеся частыми государственными переворотами, понятие легитимности политической власти применимо не ко всем государствам, а лишь к тем из них, граждане которых идентифицируют себя с народом и государством, в котором они проживают.

Рассмотрим вопрос о легитимности власти в нашей стране.

В России в течение длительного времени существовала монархическая форма правления (2), т.е. по традиционному типу. Во главе власти сначала стояли цари из династии Рюриковичей, а затем Романовых. Идеологическую легитимность обеспечивала Русская православная церковь.

Наибольшие потрясения российская государственность испытала 3 раза.

Первый – в кон.16 – нач.17 в., когда после смерти сына Ивана Грозного Федора Ивановича, не имевшего наследников, закончилось правление династии Рюриковичей. Возникший династический кризис привёл к нижайшему уровню легитимности власти. Великая смута в Российском государстве – ярчайший пример утраты легитимности власти. С избранием на Земском соборе в 1613 г. Михаила Романова царём Московского государства легитимность власти начала восстанавливаться. Романовы правили 304 года.

Второй раз – Февральская буржуазно-демократическая революция 1917 г., приведшая к разрушению монархической формы правления, разрушила и прежние основы легитимности власти. Большевики начали формировать новую модель легитимности власти, которая состояла из сочетания рационально-легального и харизматического типов.

Третья фаза падения авторитета власти произошла в начале 90х гг. XX в., когда государственность обрушилась, и произошёл распад СССР.

Одним из важнейших проявлений современного кризиса легитимности власти в нашей стране является противоречие в ценностных основаниях большинства общества и правящей элиты. Большинство общества воспитано в традициях коллективизма и равенства, поэтому дискомфорт, который они испытывают, глядя на шикарную жизнь богатых и обеспеченных людей на фоне своей нищеты, является одной из главных причин падения авторитета современной политической власти в России.

Дифференциация политической власти .

Политическая власть по мере развития общества становится внутренне крайне сложным образованием. Субъект власти все более усложняется и внутренне дифференцируется. Особенно это заметно в конце 20 - начале 21 века. Но задолго до этого появились философские доктрины, в которых нашел отражение процесс дифференциации власти. Наиболее известная теория «разделения властей» (17 век, английская политическая теория, Локк; во Франции Монтескье, 18 век). Принцип разделения властей определил распределение власти на три ветви: законодательную, исполнительную, судебную. Разделение властей – политико-правовая теория и практика, согласно которой власть понимается не как единое целое, а как совокупность различных властных участков и функций, осуществляемая независимыми друг от друга органами. Принцип разделения властей отражен в конституционных актах Французской революции 18 в., использован в конституции США1787г., в России – в Конституции1993г.

Традиционно выделяют три ветви власти.

1) Законодательную. Отражает волю населения, создает обязательное для всех правовое поле.

2) Исполнительную. Осуществляет руководство, управление страной, опираясь на нормативную базу.

3) Судебную. Контролирует исполнение законности.

Идея разделения властей проста и понятна. Для чего она нужна?

1) Каждая ветвь власти выполняет строго определенные функции с наибольшей эффективностью.

2) Ветви контролируют, сдерживают друг друга, не допуская чрезмерного усиления одной из них. Для этого существует система «сдержек и противовесов». Это такой механизм функционирования ветвей власти, при котором они уравновешивают друг друга по силе и политическому весу.

3) Исключается возможность узурпации (незаконного присвоения) власти и концентрации ее в одних руках.

В результате развивается такой тип государства, который называется правовым.

Рассмотрим отдельные ветви власти.

Законодательная. Она представлена парламентом (от франц. – говорить). Парламент – это общенациональное, представительное учреждение государства, осуществляющее законодательные функции. Возник в Англии в 13 веке. Парламент всегда избирается. Может состоять из одной или двух палат. В федеративных государствах члены верхней палаты могут стать парламентариями по должности. Функции различны в зависимости от формы правления, но в целом:

1) законодательная деятельность

2) принятие бюджета

3) назначение на должности

4) контроль над исполнительной властью

5) внешнеполитические полномочия.

Исполнительная власть. Обеспечивает реализацию принятых решений и законов. Объем ее полномочий различен в разных странах, определяется формой правления, но, в основном, они следующие:

1) составляет проект бюджета страны и занимается его реализацией (после утверждения парламентом);

2) обладает законодательной инициативой;

3) обеспечивает проведение экономической, социальной культурной политики;

4) обеспечивает обороноспособность страны;

5) обеспечивает охрану общественного порядка.

Судебная власть. В доктрине разделения властей главное в том, чтобы существовала сильная независимая и равноправная судебная власть. Судебная власть – ветвь государственной власти, самостоятельно осуществляющая правосудие. Правосудие – это вид государственной деятельности, направленной на разрешение социальных конфликтов (связанных с нарушением норм прав) путем конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судебная власть осуществляется судами, которые от имени государства вершат правосудие. Это Конституционный суд, Верховный суд, Высший арбитражный суд и др. Суды независимы, не должны руководствоваться политическими взглядами и т.д. Итак, проблема власти чрезвычайно многообразна. Она изучается целым рядом наук, в том числе политологией. В фокусе внимания последней находятся особенности функционирования власти вообще и политической власти в частности, условия ее стабильности, адекватного достижения общественно значимых целей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: