Виды индивидуальных административных дел и виды административных производств

Основные виды индивидуальных административных дел предусмотрены законодательством.

Такими индивидуальными административными делами яв­ляются:

• дела об административных правонарушениях;

• дела о дисциплинарных проступках;

• дела об обращениях граждан;

• дела о приеме в гражданство РФ;

• дела о возмещении в административном порядке мате­риального ущерба, причиненного государству, предпри­ятию, учреждению, организации;

• дела по исполнению постановлений о наложении адми­нистративных взысканий

• дела, связанные с административным надзором;

• арбитражные дела о спорах в сфере управления и дру­гие.

Эти индивидуальные административные дела объединяют­ся в отдельные виды административных производств:

• производство по делам об административных правонару­шениях;

• дисциплинарное производство;

• производство по делам об обращениях граждан;

• производство по делам о приеме в гражданство РФ;

• производство о возмещении в административном поряд­ке материального ущерба, причиненного государству, предприятию, учреждению, организации;

• производство по исполнению постановлений о наложе­нии административных наказаний;

• производство, связанное с административным надзором;

• арбитражное производство о спорах в сфере управления и другие производства.

Классическим видом является производство по делам об административных правонарушениях, которое регламентиро­вано рядом нормативных актов.

В законодательстве имеются административно-процессуаль­ные нормы, определяющие правовой статус субъектов адми­нистративного процесса, их процессуальные права и обязанно­сти, принципы рассмотрения дел и меры ответственности, на­лагаемые за нарушения административно-процессуальных норм. Административное производство состоит из ряда после­довательных административно-процессуальных стадий, кото­рые были подробно рассмотрены выше.

К этим стадиям относятся: возбуждение административ­ного дела; его расследование и направление материалов по под­ведомственности; рассмотрение дела компетентным органом (должностным лицом) и принятие постановления; факульта­тивная — обжалование и опротестование постановления и его пересмотр; обязательное исполнение постановления, вы­несенного по делу.

Нормы, определяющие общие положения административ­ного производства; участников административного производ­ства; предмет доказывания, доказательства и их оценка; меры обеспечения производства и основные стадии производства рег­ламентированы в разделе 4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а также некоторые административно-про­цессуальные нормы имеются в Арбитражно-процессуальном

кодексе Российской Федерации, Законе от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» с изменениями и дополнениями, приня­тыми Федеральным законом от 14 декабря 1995 г. № 197-ФЗ, и другими нормативно-правовыми актами.

Каждая из сторон административного процесса защищает свой законный, по ее мнению, интерес, свое право, оспаривае­мое или нарушенное другой стороной. При этом каждая сторо­на обладает своими определенными процессуальными права­ми и обязанностями. Однако характер и содержание прав и обязанностей, а также их объем различный, как и правовое положение участников этого процесса. Все это зависит, преж­де всего, от материальной нормы, применяемой в конкретном случае, и особенностей конкретного административного про­цесса.

При этом одной из сторон административно-процессуаль­ных отношений всегда является судья, орган или уполномо­ченное должностное лицо, осуществляющие полномочия име­ющие государственно-властный характер, второй стороной яв­ляется физическое или юридическое лицо, совершившее ад­министративное правонарушение осуществляющие свои пра­вомочия требовать от первых признания, соблюдения и защи­ты их прав и законных интересов.

Они вправе рассматривать дела об административных пра­вонарушениях, составлять различные правовые документы, протоколы, принимать постановления, отменять или изменять их, исполнять постановления и т. п. При этом они выступают в двух качествах: как сторона, разрешающая дело, и как сто­рона, охраняющая административно-процессуальными норма­ми права и охраняемые законом интересы государства, пред­приятий, учреждений, организаций.

Если государственный орган не уполномочен рассматривать административное дело (например, при обжаловании его дей­ствий в вышестоящую инстанцию), он выступает просто как сторона административного процесса.

Другой стороной административного процесса являются защищающие свое предполагаемое (мнимое) право граждане, негосударственные организации, их должностные лица, а так­же субъекты, участвующие в процессе в качестве третьих лиц (потерпевшие, свидетели, эксперты и др.).

"^Вопросы для самоподготовки и контроля

1. Понятие производства по делам об административных пра^о-нарушениях.

2. Виды индивидуальных административных дел.

3. Виды административных производств, их характеристика.

,

Раздел VI


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: