Налоговая система и принципы ее построения. Субъекты налоговых отношений

Классификация налогов

Многообразие налогов, различающихся по условиям обложения, механизмам их взимания и регулирования предполагает их всестороннюю классификацию. Основные классификационные признаки налогов:

1) по способу взимания:

- прямые;

- косвенные.

Прямые налоги - это налоги на доходы и имущество. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица. Они в свою очередь подразделяются на реальные и личные.

Реальными налогами облагается отдельные виды имущества налогоплательщика (земля, недвижимость и т.п.) на основе кадастра - перечня объектов обложения, учитывающего среднюю, а не действительную доходность конкретного объекта. Они взимаются в силу факта владения имуществом независимо от финансового положения и доходов плательщика (плата за землю, налог на недвижимость и т.д.).

Личные налоги учитывают платежеспособность налогоплательщика. При их взимании объекты налогообложения (доход, имущество) определяются индивидуально для каждого плательщика с учетом предоставляемых ему льгот (подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль и доходы).

Косвенные налоги - это налоги, которыми облагаются расходы на потребление Эти налоги представляют собой, по сути, надбавку к цене товара или услуги. К ним относятся: налог на добавленную стоимость (НДС), налог с продаж, акцизы и т. д. (Косвенные делятся на индивидуальные и универсальные – для всех товаров).

2) по уровню бюджета, в который они взимаются:

- закрепленные;

- регулирующие.

Закрепленными называют налоги, которые на длительный период полностью или в определенной части закреплены как доходный источник конкретного бюджета (бюджетов). Например, подоходный налог является доходом местного бюджета.

Регулирующие источники ежегодно перераспределяются между бюджетами различных уровней с целью покрытия дефицита. В качестве регулирующих в Республике Беларусь используются акцизы, НДС, налог на прибыль. Распределение сумм этих налогов между различными бюджетами происходит при утверждении республиканского бюджета на конкретный год.

3) по степени компетентности органов государственной власти, их устанавливающих:

-государственные;

-местные.

Установление и введение в действие государственных налогов осуществляется решением высшего представительного органа государства в форме закона. Это не означает, что эти налоги обязательно поступают в центральный бюджет. Они могут зачисляться в бюджеты различных уровней. Например, в Республике Беларусь к ним можно отнести НДС, налог на прибыль, акцизы и др.

Местные налоги могут устанавливаться как высшим представительным органом, так и соответствующим местным (региональным) органом власти, но вводятся они только решением, принятым на местном уровне (в Республике Беларусь к таким платежам можно отнести налог с продаж, налог на объекты сервиса и т.д.). Эти налоги всегда поступают в местные (региональные) бюджеты. Число таких налогов в отдельных странах колеблется от 20 до 100, а их удельный вес в общих доходах местных бюджетов - от 30 до 70%.

4) по порядку их использования:

-общие;

-целевые (специальные).

Общие налоги обезличиваются и поступают в бюджет для финансирования обще­государственных мероприятий.

Целевые налоги зачисляются в обособленные целевые бюджетные или внебюд­жетные фонды (Чрезвычайный налог).

Существуют и другие основания деления налогов на виды, например,

5) по субъекту налогообложения: налоги с юридических и физических лиц; смешанные;

6) по источнику ушаты: налоги от выручки, от фонда заработной платы, от прибыли, имущественные налоги и т.д.;

7) по периодичности уплаты: регулярные и разовые;

8) по методу налогообложения: равные, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные и т.д.

Налоги и отчисления, включаемые в себестоимость продукции предприятия:

1) земельный налог;

2) налог за использование природных ресурсов (экологический налог) (в пределах установленных лимитов),

3) чрезвычайный налог и отчисления в государственный фонд содействия занятости,

4) в фонд социальной защиты населения,

5) страховые взносы по видам обязательного страхования,

6) отчисления в инновационный фонд,

7) плата за размещение отходов производства в окружающей среде.

Налоги и отчисления, уплачиваемые из выручки от реализации продукции:

1) НДС,

2) налог с продаж автомобильного топлива для организаций, его реализующих,

3) целевые сборы в целевые бюджетные фонды,

4) акциз (для подакцизных товаров).

Налоги и отчисления, уплачиваемые из прибыли предприятия:

1) налог на доходы от дивидендов и приравненных к ним доходов,

2) налог на прибыль,

3) налог на недвижимость.

Налоги и отчисления с граждан:

1) подоходный налог (согласно величине совокупного годового дохода),

2) отчисления в пенсионный фонд.

Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин, иных платежей, а также форм и методов их сбора и построения, реализуемых соответствующими финансовыми и правовыми институтами, образуют налоговую систему или систему налогообложения.

Принципы построения налоговой системы:

1) принцип подвижности (налоги и платежи могут изменяться как в сторону увеличения, так и уменьшения в зависимости от экономического положения государства);

2)принцип всеобщности (охват налогами всех субъектов, имеющих доходы, имущество и иные объекты налогообложения);

3)принцип однократности (один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный налоговый период);

4)принцип стабильности (устойчивость налогов по видам и ставкам на протяжении длительною периода времени);

5) принцип социальной справедливости (установление таких ставок, которые ставят налогоплательщиков в сравнительно равные условия по выполнению финансо­вых обязательств перед государством);

6) принцип допустимости низшего предела облагаемого дохода (налогом не должна облагаться та часть дохода, которая необходима для замещения минимального воспроизводства потребностей налогоплательщика);

7} принцип эффективности (расходы на введение, сбор и обслуживание налогов должны быть как можно меньше сумм, поступающих в доход государства в виде того или иного налога).

Субъекты налоговых отношений:

1) Органы представительной власти, которые устанавливают налоги, формируют налоговую политику государства и обеспечивают контроль за ее осуществлением;

2) Органы исполнительной власти, которые уполномочены обеспечивать полноту и своевременность поступления налогов;

3) Юридические и физические лица, которые являются плательщиками налогов;

4) Кредитные учреждения, которые выступают как посредники между налогоплательщиком и государством при уплате налогов, а также в качестве организации, через которые налоговые органы оказывают воздействие на налогоплательщиков в случае нарушения ими законодательства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: