Сфер
Потребительский комплекс – это совокупность отраслей из сфер экономической деятельности, связанные с производством предметов народного потребления и разнообразных услуг, удовлетворяющих потребности населения страны.
Данным термином обобщенно называют ту часть национальной экономики, которая непосредственно работает на конечные последствия.
В потребительском комплексе выделяют 2 группы отраслей:
1) Материальное производство, создающее продовольственные и непродовольственные продукты потребительского назначения. Создаваемые здесь продукты имеют вечную форму и удовлетворяют соответсвенно мат. потребности.
· Легкая и пищевая промышленность
· Жилищное и гражданское строительство объектов для легкой и пищевой промышленности
· Значительную часть с\х
· Машиностроение в части производство мелкой бытовой техники
· Рыболовство
· Редакционно-издательское дело
2) Нематериальное производство. Социально-культурный сектор. Создаваемые здесь продукты не материализованы и удовлетворяют преимущественно социальные потребности, а так же духовные и интеллектуальные.
|
|
· Здравоохранение и образование
· Розничная торговля и общественное питание
· Жилищно-коммунальное хозяйство
· Культура
· Туризм
· Пассажирский транспорт и связь
· Социальное страхование
Состояние потребительского комплекса в России и факторы его развития.
Существенно снизилось число объектов комплекса, часть которых была ликвидирована, а часть-перепрофилирована.
В наиболее значительной степени снизилось производство отечественной легкой промышленности, суммарный объем которого в 2005 году составил всего несколько процентов от уровня 1992го года, а отечественно-пищевая промышленность позволяет обеспечить только 40% потребностей россиян в продуктах питания. Уже во 2ой половине 90х годов четко проявилось несколько негативных моментов функционирования комплекса:
1) Многократное снижение объемов производства массовых потребительских услуг.
2) Резкое увеличение импорта товара
3) Заметная ориентация на обслуживание высокодоходных слоев населения.
Влияющие факторы:
1) Размер финансовых ресурсов государства, выделяемых на решение задач социальной политики
2) Размер национального богатства
3) Размер и качество трудового потенциала
4) Климатические особенности регионов
5) Национальный менталитет
Критерии классификации:
1) Трудовая
2) Общественно-политическая
3) Социально-бытовая
4) Культурно-духовная
5) Охрана здоровья
6) Охрана окружающей среды и среды обитания человека.
Области использования результатов функционирования потребительского комплекса:
|
|
1) Социально-экономическая. Обеспечивает воспроизводство и развитие рабочей силы
2) Социально-бытовая. Создает приемлемые условия жизнедеятельности человека.
Особенности управления. Характеризуется следующими особенностями
1) Рост уровня коммерциализации деятельности, его отраслей.
2) Подвижная институциональная структура, наличие в его составе предприятий различных форм собственности
3) Снижение роли государственного контроля над деятельностью частного и смешанного секторов комплекса
Управление потребительском комплексом предполагает обязательное государственное участие в как минимум двух формах
1) Установление социальных стандартов, обеспеченности населения мат. благами и услугами, а так же контроль над их соблюдением
2) Государственное финансирование сфер и производств, создающих наиболее значимые товары.