Конспект лекций. Потребительский комплекс – это совокупность отраслей из сфер экономической деятельности, связанные с производством предметов народного потребления и

Сфер

Потребительский комплекс – это совокупность отраслей из сфер экономической деятельности, связанные с производством предметов народного потребления и разнообразных услуг, удовлетворяющих потребности населения страны.

Данным термином обобщенно называют ту часть национальной экономики, которая непосредственно работает на конечные последствия.

В потребительском комплексе выделяют 2 группы отраслей:

1) Материальное производство, создающее продовольственные и непродовольственные продукты потребительского назначения. Создаваемые здесь продукты имеют вечную форму и удовлетворяют соответсвенно мат. потребности.

· Легкая и пищевая промышленность

· Жилищное и гражданское строительство объектов для легкой и пищевой промышленности

· Значительную часть с\х

· Машиностроение в части производство мелкой бытовой техники

· Рыболовство

· Редакционно-издательское дело

2) Нематериальное производство. Социально-культурный сектор. Создаваемые здесь продукты не материализованы и удовлетворяют преимущественно социальные потребности, а так же духовные и интеллектуальные.

· Здравоохранение и образование

· Розничная торговля и общественное питание

· Жилищно-коммунальное хозяйство

· Культура

· Туризм

· Пассажирский транспорт и связь

· Социальное страхование

Состояние потребительского комплекса в России и факторы его развития.

Существенно снизилось число объектов комплекса, часть которых была ликвидирована, а часть-перепрофилирована.

В наиболее значительной степени снизилось производство отечественной легкой промышленности, суммарный объем которого в 2005 году составил всего несколько процентов от уровня 1992го года, а отечественно-пищевая промышленность позволяет обеспечить только 40% потребностей россиян в продуктах питания. Уже во 2ой половине 90х годов четко проявилось несколько негативных моментов функционирования комплекса:

1) Многократное снижение объемов производства массовых потребительских услуг.

2) Резкое увеличение импорта товара

3) Заметная ориентация на обслуживание высокодоходных слоев населения.

Влияющие факторы:

1) Размер финансовых ресурсов государства, выделяемых на решение задач социальной политики

2) Размер национального богатства

3) Размер и качество трудового потенциала

4) Климатические особенности регионов

5) Национальный менталитет


Критерии классификации:

1) Трудовая

2) Общественно-политическая

3) Социально-бытовая

4) Культурно-духовная

5) Охрана здоровья

6) Охрана окружающей среды и среды обитания человека.

Области использования результатов функционирования потребительского комплекса:

1) Социально-экономическая. Обеспечивает воспроизводство и развитие рабочей силы

2) Социально-бытовая. Создает приемлемые условия жизнедеятельности человека.

Особенности управления. Характеризуется следующими особенностями

1) Рост уровня коммерциализации деятельности, его отраслей.

2) Подвижная институциональная структура, наличие в его составе предприятий различных форм собственности

3) Снижение роли государственного контроля над деятельностью частного и смешанного секторов комплекса

Управление потребительском комплексом предполагает обязательное государственное участие в как минимум двух формах

1) Установление социальных стандартов, обеспеченности населения мат. благами и услугами, а так же контроль над их соблюдением

2) Государственное финансирование сфер и производств, создающих наиболее значимые товары.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: