Акт созерцания

Смысл созерцания в том, что мы каким-то взаимнооднозначным образом можем переходить от числа к числу через какую-то процедуру, а именно +1. Т.к. это элементарная процедура связано с актом созерцания.

Универсальность акта созерцания как вездесущего единства в этом мире и у каждого из нас как некого субъекта позволяет наш одинаковым образом производить процедуру счета, и поэтому для всех понятно 7+5=12.

Матем. суждение обладает априорной всеобщностью, потому что выражает некие идеальные свойства феноменального мира, и мы знаем, что смысл его в созерцании акта созерцания – если бы не было акта созерцания, то не было бы и возможности производить такие суждения как претендующие на роль априорной истины.

В этом смысле это суждение исчерпывающим образом определяет сам акт созерцания- ничего другого к нашему знанию об акте созерцания прибавит нельзя, кроме того, что оно может содержать такие суждения, претендуя на истинность.

В этом смысле это матем. знание выражает и всеобщность и необходимость, выражает её необходимым образом, потому что уже ничего добавить нельзя.

Примерно таким же образом рассуждает Декарт: я мыслю => я существую. В данном случае Декарт имел в виду не то, что: я мыслю => я существую – а почему тогда «я хожу» не следует я существую? Потому что, когда я говорю что хожу, уже предполагается я мыслю, что я хожу. В данном случае речь идет о том, что все прочие суждения как-то определяют меня или что-то другое с какой-то степенью достоверности, точности, но безусловна только одна вещь «я мыслю», сам акт мышления опред. моё я, как мыслящее я. В данном случае условия данности для сознания и исчерпывающие условия определенности совпадают – в этом смысле это является и всеобщим, и необходимым.

У Канта тоже самое относительно к матем. суждению, в данном случае суждению арифметики 7+5=12 выражает идеальное свойство мира и одновременно осуществляется это идеальное свойство – и это единственный способ для на иметь дело с этим идеальным свойством в чистом виде, потому что никакого другого содержания кроме этого идеального действия, а именно действия «1+1+…». Здесь неважно, 7+5 или 1000007+5 – дело не в том, что, мы в каком-то созерцании осваиваем миллион или что-то еще- а дело в том, что процедура счета в своей истинности представляет собой эту бесконечную способность.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: