Вида акта созерцания

1. в отношении внутреннего опыта, Кант называет временем

2. в отношении внешнего опыта. Кант называет пространством

Отсюда, пространства и время есть трансцендентальные формы и чувственности, которые обуславливают любой возможный опыт.

Знание не извлекается из опыта, а делают его возможным.

В результате Кант формирует 5 положений о пространстве и времени.

1. пространство не обладает всеобщностью понятия, потому что оно не есть результат абстракции(время то же самое)

2. пространство есть нечто единичное(и время) существует только одно пространство, в котором всё находится, не существует множества пространств.

3. пространство обладает всеобщностью, но не всеобщностью понятий, а всеобщностью целого, будучи актом созерцания, которое впоследствии формальное единство и формирует саму целость.

2 типа всеобщего

· всеобщность абстракции, которая получается в результате абстрагирования

· всеобщность, которая принадлежит целому, за пределами которого уже ничего нет

по крайней мере с точки зрения феноменального представления о мире целостность этого мира безусловна.

Говоря о том, что пространство обладает всеобщностью целого, Кант использует понятие пространства, имея в виду под пространством акт созерцания как вездесущее единство: имеется в виду, что в любой части производства созерцание означает то же самое – то, что мы созерцали здесь, мы будем созерцать и в любой другой точке бесконечного мира. Это делает универсальным законы природы, которые мы открываем.

В своей работе 64г. «О принципах ясности. Понятие естественной теологии и морали» понятие вездесущего единства Кант связывает с понятием Бога. Если мы замещаем здесь понятие пространства понятием Бога, все 3 положения останутся в силе: Бог не обладает всеобщностью понятия, не является результатом абстрагирования, Бог есть нечто единичное, единое и обладает всеобщностью целого, все в Боге.

4. пространство не есть субстанция или акциденция, не есть вещь или свойство, а есть акт духа, упорядочивающего свои ощущения.

Вместо определения, что бы есть какая-то субстанция. По Спинозе, пространство не есть субстанция, а есть акт духа. Дух у Канта в данном случае не концептуальное понятие в отличии от Гегеля: под духом можно иметь в виду и акт ума, и акт сознания – не так важно.

5.То, пространство-акт духа, координирующего свои ощущения.

Так понятое пространств и, соответственно, время содержит в себе принцип всеобщности некоторого вида синтетических суждений априори, а именно суждений математически:

Пространство –геометрия, время – арифметика.

Синтетическое суждение априори – рабочее понятие кантовской философии(в каждой философии есть свое специфическое понятие, которое потом не используется или используется в неком ограниченном варианте – например, синтетическое суждение априори обсуждаются Фихте и Шиллингом, но они их не используют как свои понятия; так поступает и Гегель).

Когда Кант говорит о науке, о познании, он считает, что единица познания- это суждения(тоже аристотелевская традиция: знание выражается в суждении). Суждения в формальном отношении подразделяется на аналитические и синтетические.

Суждения:

· Аналитические.

Предикат всегда будет содержаться в субъекте. Предикат выводится из субъекта и не несет в себе какого-то нового знания – просто из одного истинного суждения мы выводим другое суждение. В этом суть анализа. С точки зрения современной науки все матем. суждения являются аналитическими. Кант так не считал: например, по Канту, аналитическим суждением является суждение «все тела протяженные», потому что смысл, значение протяженности содержится уже в понятии тела: нельзя мыслить тело не протяженное.

· Синтетические

Представляет из себя познавательную ценность. Предикат не содержится в субъекте и несет в себе нечто новое, т.е. сказуемое каких-то содержательным образом опред. подлежащее, а мы имеем дело с какими-то новыми знаниями. Кант полагает: для того, чтобы понять, откуда берется всеобщность и необходимость научного знания, мы должны предположить, что существует особый вид синтетического суждения, а именно синтетическое суждение априори.

Суждения по отношению к опыту:

· Априорные. Не исходят из опыта, относятся к опыту каким-то иным способом. По Канту они относятся к условиям возможности. Содержанием априорного суждения является условие возможности опыта, но не всякого, любое метафизическое суждение тоже является априорным. Рассуждений о том, что ни в каком опыте не дано о мире в целом, о Боге, является априорными

· Апостериорные. Выводятся из опыта.

Кант: решение проблемы всеобщности и необходимости знания предполагает существование синтетических суждений априори, т.е. которые были бы и априори, и в то же время синтетичны, т.е. давали нам новое знание. Такие суждения, по Канту или своим содержанием условие возможности опыта, их соединение трансцендентального.

Все суждения математики по Канту является априорными и синтетическими.

Современная логика такой взгляд такой взгляд отвергает, но на самом деле связь современной логики с Кантом более принципиальна, сем их расхождение.

«Все тела протяженные»-пример аналитического суждения(протяженность содержится в понятии тела)

«Все тела обладают тяжестью»- по Канту уже не аналитическое утверждение, это суждение уже априорное и синтетическое: в понятии тела содержатся понятие протяженность, но в понятии тела не содержится понятие объема, а у Канта все, что обладает объемом, обладает тяжестью мы видим только совокупность проекций, можем впадать в иллюзии. Кто-то обладает объемным зрением, а кто и не очень... По Канту объем возникает из того, что наша чувственность как-то согласованна и подчинена условиям мышления, а именно категориям количества- и только из этой согласованности проистекает наша очевидная объемность, на самом деле она вовсе не очевидна- отсюда проистекает суждение о том, что все тела обладают тяжестью.

Существуют матем. суждения. Суждения арифметики: 7+5=12 – любимый пример Канта.

Что характеризует его как априорный и как синтетический?

Априорный не связан с опытом. Синтетический: с точки зрения грамматич. категорий в принципе возможно любое 7+5=…

Здесь понятие синтетическое априори связано с тем, что это суждение претендует на истинность – т.е. это суждение однозначно, единичное, но оно обладает истинностью. В этом смысле условие истинности у него будет такое же как у суждений. Истинность всех суждений связана с выполнением опред. условия – в этом смысле все они репрезентируют некое идеальное свойство мира и в этой репрезентирующей функции они обладают некой априорной всеобщностью; но идеальное свойство не субстанционально, а феноменального мира – все они выражают феноменальное единство мира, в этом смысле они обладают всеобщностью.

Истинность суждений связана с выполнением опред. условий – тех условий, которые делают возможность удостоверения, идентификации результата: что именно 12, не 13, не14 и т.п. мы это заключаем не потому, что в понятиях 7 и 5 содержится понятие 12, а понятие 12 проистекает из того, чтомы способны к некоторому действию, а именно действию счёта: мы способны на некоторой числовой оси отложить 7, и потом еще 1, и еще 1 … и получить 12, прибавив 5 единиц. Это означает по Канту совершение акта созерцания, созерцательную процедуру.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: