Философия Канта

Кант(1724-1804г)

Является приверженцем аристотелевской традиции.

Основные произведения(3 “Критики”)

1. Критика чистого разума. Первое издание в 1781, второе в 1787году

“Основы метафизики нравственности” – основная концепция его практической философии-1785г

2. Критика практического разума-1788(Вторая критика Канта)

3. Критика способности суждения – 1790г

За 10 лет упорного труда Кант написал основные свои работы. То, что называлось “новой философией”, начиная с кантовской диссертации “О форме и принципах чувственно воспринимаемого и умопостигаемого мира”(1770)(диссертация на звание профессора)

Фигура Канта – беспрецедентная после Аристотеля, наиболее значительная по своему влиянию в философии. После Канта были такие же сильные мыслители(Гегель), но все-таки Кант стал новым основанием философской культуры, образования и т. д. Гегель, может быть, более сильный оригинальный автор, но его оригинальность из кантовской философии, он непосредственное продолжает, составляя определенную версию. Но по претензии на универсальность кантовская философия тоже беспрецедентна.

Из оригинальных и крупных концепций, может быть, это была последняя философская, идеологически не ангажированная – в ней нет явно выраженного идеологического пафоса, который был уже у Гегеля: величественная философия и вывод о том, что современное ему Прусское государство, о котором доброго слова не скажешь – итог истории. Последующая философия была идеологична, в большей степени политизирована, ориентированна на поднимающееся национальное самосознание.

Кант ощущал себя гражданином мира, ему это нравилось, и он неоднократно об этом писал. Живя в захолустном городе Кенигсбер8, никогда не выезжая оттуда, он принадлежал культурной элите людей, которые с пониманием могут писать о мировых проблемах и рассуждать по этому поводу.

По крайней мере 1 год своей жизни Кант был российским гражданином. Во время семилетней войны, когда Кенигсберг пал, там было русское управление, русский губернатор, Кант как гос. служащий был приведен к присяге. Его подпись в документах, так и не нашли, но нашли обращение Канта к русскому губернатору, где Кант в очереной раз просил должность профессора. Русская канцелярия не занималась такими мелкими вопросами, это дело передали в местный университет, где ему в очередной раз отказали(он только в конце жизни стал профессором).

Жизнь Канта была нелегкая, он сам называл её “интеллектуальная каторга”. Он читал более 40 часов лекций и вел семинары. Он читал разные предметы и математику, и географию и др. и даже свой предмет, философию, но он никогда не читал свою философию. Так получилось, что никогда в жизни он не читал свою философию – наоборот, это было как компенсация-то, что по ночам он мог писать еще что-то для себя, для души. Он читал философию Лейбница, по Вольфу - философия в некоторых выражениях. Он сам говорил, что кует лекции, как кузнец. Здоровье Канта в конце жизни было подорвано.

Кант совершил некий интеллектуальный подвиг. Основные его работы выходят тогда, когда Кант был в довольно преклонном возрасте. Он родился в 1724г, а его 1ая критика появилась в 1781г, самая интересная его работа в плане философии –“Последняя критика Канта, критика способности суждения”- в 1790.

Все 3 “критики” Канта – очень крупные работы, самостоятельные исследования и совершенно непредсказуемые, прочитав 1ую критику, трудно догадаться, что будет 2ая, прочитав 2ую, нельзя представить, где Кант сведет 1ую и 2ую практику – оказывается, что последним синтезом философских идей становится новая дисциплина – эстетика.

Эстетика существовала до этого, но был другой термин “теория искусства” во Франции. Понятие вкуса ввел вообще испанец, это понятие использовал потом Юм. Но эстетики как самостоятельной философской дисциплины не было.

Значимость и плодотворность кантовского математического представления философии во многом обуславливалось тем, что он связывал философии и теорию искусства. Этого не было до этого, и это оказалось плодотворным, интересным и потом получило некое продолжение. Искусство своими успехами в 19 веке, творческая роль искусства в культуре была обусловлена философской инициации искусства, для искусства оказались значимы и плоды Шопенгауэра и Ницше – направлении в искусстве символизм. Необыкновенный успех и творческий результат поэзии начала 20 века во всей Европе: во Франции, в Германии, в России(русский символизм, акмеизм)- было, в частности, обусловлено глубинной связью с философией, которая была установлена именно Кантом. Шиллера потом стали называть “кантианцем до Канта”. Кант увидел просто изложение своих идей, но в систематической форме.

Кантовская философия обычно подразделяют на 3 части:

3 главных произведения Канта

· Теоретическая философия Канта

Самое известное его произведение, по крайней мере, по названию 1ая критика – 1ое изложение новой философии

· Практическая философия Канта - философия морали

· Эстетическая философия Канта.

Теоретически философия Канта как учение о познании(не о бытие, а именно о познании) получает своё завершение во 2ой части 3ий критики. Это содержание только 1ой части, “Критики способности суждения”, которая состоит из критики эстетической способности суждений и критика теоретических суждений 2-я часть, критика теоретических способности суждения, завершает собой кантовскую теорию познания.

-еще целый ряд соображений


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: