Управление системой высшего и послевузовского образования

Глава IV. Управление системой высшего и послевузовского профессионального образования

Статья 24. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере высшего и послевузовского профессионального образования

1. К полномочиям Федерального Собрания Российской Федерации в сфере высшего и послевузовского профессионального образования относятся:

1) принятие федеральных законов в области высшего и послевузовского профессионального образования и внесение изменений в соответствующие законы;

4) установление уровней высшего и послевузовского профессионального образования;

5) ратификация международных договоров Российской Федерации, регулирующих вопросы высшего и послевузовского профессионального образования, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. К полномочиям Правительства Российской Федерации в сфере высшего и послевузовского профессионального образования относятся:

1) участие в разработке и реализация государственной политики в указанной области;

4) издание нормативных правовых актов, определяющих функционирование системы высшего и послевузовского профессионального образования;

5) установление порядка лицензирования деятельности высших учебных заведений, научных организаций и образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, их государственной аккредитации;

6) установление порядка создания, реорганизации и ликвидации высших учебных заведений, являющихся федеральными государственными учреждениями, за исключением федеральных университетов;

6.1) определение перечня федеральных государственных высших учебных заведений, в которых осуществляется подготовка граждан, проходивших в течение не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами, старшинами, и уволенных с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами "б" - "г" пункта 1, подпунктом "а" пункта 2 и пунктом 3 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", к вступительным испытаниям;

7) заключение и реализация межправительственных договоров, регулирующих вопросы высшего и послевузовского профессионального образования;

8) определение порядка разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования;

9) определение порядка установления перечня направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, перечней направлений подготовки (специальностей) послевузовского профессионального образования для обучающихся в форме ассистентуры-стажировки, в ординатуре, интернатуре, номенклатуры специальностей научных работников;

10) утверждение порядка и критериев отбора, а также перечня государственных высших учебных заведений, при приеме в которые для обучения по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста проводится дополнительное вступительное испытание профильной направленности, и направлений подготовки (специальностей);

11) определение порядка утверждения перечня направлений подготовки (специальностей), по которым при приеме в высшие учебные заведения для обучения по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста могут проводиться дополнительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности;

12) утверждение перечня направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) "специалист";

13) установление порядка участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области высшего профессионального образования, в том числе в разработке федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования и разработке федеральных государственных требований к дополнительным профессиональным образовательным программам, формировании перечней направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, государственной аккредитации высших учебных заведений;

14) установление порядка приема граждан в государственные высшие учебные заведения, реализующие военные профессиональные образовательные программы, и высшие учебные заведения, реализующие образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну;

15) установление порядка подтверждения документов государственного образца о высшем или послевузовском профессиональном образовании, об ученых степенях и ученых званиях;

16) определение порядка установления имеющим государственную аккредитацию высшим учебным заведениям контрольных цифр приема граждан для обучения за счет средств федерального бюджета.

3. К полномочиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, относятся:

2) установление федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования для обучающихся в аспирантуре (адъюнктуре), а также утверждение положений о государственной (итоговой) аттестации студентов и об экстернате в высших учебных заведениях;

5) содействие развитию и реализации новых эффективных технологий обучения в области высшего и послевузовского профессионального образования;

7) установление формы документов государственного образца о высшем профессиональном образовании, формы документов об ученых степенях;

9) участие в изучении потребности рынка труда в специалистах; разработка прогнозов подготовки специалистов; разработка предложений по объемам финансового обеспечения деятельности высших учебных заведений, учреждений, действующих в системе высшего и послевузовского профессионального и соответствующего дополнительного образования, а также их научных учреждений (организаций) и структурных подразделений; разработка предложений по объемам капитального строительства указанных учреждений;

10) участие в работе федеральных органов исполнительной власти по определению объема бюджетных ассигнований, направляемых на подготовку специалистов, переподготовку и повышение квалификации работников, научно-педагогических работников, в том числе научных работников, развитие науки, а также участие в разработке федеральных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности соответствующих образовательных учреждений;

11) координация деятельности высших учебных заведений, отраслевых систем высшего и послевузовского профессионального образования по определению объемов и структуры подготовки специалистов, организация межотраслевой и межрегиональной кооперации в этой области;

13) утверждение положения о подготовке научно-педагогических работников, в том числе научных работников;

14) установление порядка приема граждан в высшие учебные заведения, за исключением высших учебных заведений, указанных в подпункте 14 пункта 2 настоящей статьи, в том числе порядка проведения дополнительных вступительных испытаний при поступлении в указанные высшие учебные заведения, и порядка перевода обучающихся из одного высшего учебного заведения в другое;

15) прогнозирование развития сети учреждений системы высшего профессионального образования, согласование создания новых федеральных государственных учреждений системы высшего профессионального и соответствующего дополнительного образования;

16) организация участия высших учебных заведений и научных учреждений (организаций), действующих в системе высшего и послевузовского профессионального образования, в федеральных научно-технических программах, разработка и утверждение межвузовских программ по приоритетным направлениям науки, осуществление ресурсного обеспечения указанных программ и контроля за ходом их реализации;

17) разработка и реализация совместно с профсоюзными и общественными организациями мер по социальной поддержке студентов, аспирантов, докторантов, слушателей и работников системы высшего и послевузовского профессионального образования по улучшению условий их обучения, труда;

18) финансовое обеспечение выполнения государственного задания федеральными государственными высшими учебными заведениями;

19) согласование нормативных документов в области высшего и послевузовского профессионального и соответствующего дополнительного образования, издаваемых федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся высшие учебные заведения, и в случае необходимости приостановление действия указанных нормативных документов;

21) утверждение положения о порядке замещения должностей научно-педагогического персонала;

22) разработка и утверждение типового положения о филиалах высших учебных заведений, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, порядок организации указанных филиалов;

23) издание в пределах своей компетенции нормативных актов;

24) заключение международных договоров межведомственного характера в соответствии с законодательством Российской Федерации;

25) установление федеральных государственных требований и порядка государственного тестирования иностранных граждан и лиц без гражданства по русскому языку как иностранному языку;

26) присвоение ученых званий профессора по кафедре, доцента по кафедре, выдача аттестатов о присвоении указанных ученых званий, а также лишение, восстановление указанных ученых званий.

4. К полномочиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере образования, относятся:

1) государственный контроль (надзор) в области образования в отношении образовательных и научных организаций, указанных в подпункте 2 настоящего пункта;

2) лицензирование образовательной деятельности и государственная аккредитация высших учебных заведений, образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, реализующих образовательные программы послевузовского профессионального образования и (или) дополнительные профессиональные образовательные программы, к которым установлены федеральные государственные требования, а также научных организаций;

4) принятие мер по устранению нарушений законодательства Российской Федерации в области образования, в том числе путем направления в образовательное учреждение или научную организацию и (или) учредителю обязательных для исполнения предписаний, а также контроль за исполнением таких предписаний;

8) признание документов иностранных государств о высшем или послевузовском профессиональном образовании;

9) информационно-методическое обеспечение деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере образования;

5. Разграничение полномочий между федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся высшие учебные заведения, устанавливается положениями о соответствующих органах, утвержденными Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации.

Глава V. Экономика системы высшего и послевузовского профессионального образования

Статья 27. Отношения собственности в системе высшего и послевузовского профессионального образования

1. За высшим учебным заведением в целях обеспечения деятельности, предусмотренной его уставом, учредитель закрепляет на праве оперативного управления здания, сооружения, имущественные комплексы, оборудование, а также иное необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения.

2. Негосударственные высшие учебные заведения могут быть собственниками имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. За высшим учебным заведением закрепляются в постоянное (бессрочное) пользование выделенные ему в установленном порядке земельные участки.

4. Высшие учебные заведения вправе выступать в качестве арендатора и (или) арендодателя имущества.

Высшие учебные заведения с согласия учредителя (собственника) или самостоятельно, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они вправе распоряжаться соответствующим имуществом самостоятельно, на основании договоров имеют право предоставлять научным организациям в пользование движимое и недвижимое имущество, а также использовать на основании договоров движимое и недвижимое имущество, принадлежащее научным организациям на праве собственности, оперативного управления или хозяйственного ведения. Между такими государственными некоммерческими организациями указанные отношения могут осуществляться на безвозмездной основе.

Высшие учебные заведения с согласия учредителя (собственника) или самостоятельно, если они вправе распоряжаться соответствующим имуществом самостоятельно, на основании договора между высшим учебным заведением и медицинским учреждением имеют право предоставлять медицинским учреждениям в пользование движимое и недвижимое имущество для медицинского обслуживания обучающихся и работников высших учебных заведений и прохождения ими медицинского обследования. Между такими государственными некоммерческими организациями и (или) муниципальными некоммерческими организациями указанные отношения могут осуществляться на безвозмездной основе.

5. Использование высшим учебным заведением природных ресурсов осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

7. Высшие учебные заведения, закрепленные за ними на правах оперативного управления либо находящиеся в их самостоятельном распоряжении объекты производственной и социальной инфраструктуры, в том числе жилые помещения, расположенные в зданиях учебного, производственного, социального, культурного назначения, а также общежития, клинические базы образовательных учреждений медицинского образования, находящиеся в оперативном управлении образовательных учреждений или в ином ведении, в том числе во владении, пользовании и (или) распоряжении, учреждения, действующие в системе высшего и послевузовского профессионального образования, приватизации (разгосударствлению) не подлежат.

8. Высшие учебные заведения, являющиеся бюджетными образовательными учреждениями, и созданные государственными академиями наук высшие учебные заведения имеют право без согласия собственника их имущества с уведомлением федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности, быть учредителями (в том числе совместно с другими лицами) хозяйственных обществ, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат данным высшим учебным заведениям. При этом уведомление о создании хозяйственного общества должно быть направлено высшим учебным заведением, являющимся бюджетным образовательным учреждением, или созданным государственной академией наук высшим учебным заведением в течение семи дней с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о государственной регистрации хозяйственного общества. Денежные средства, оборудование и иное имущество, находящиеся в оперативном управлении данных высших учебных заведений, могут быть внесены в качестве вклада в уставные капиталы создаваемых хозяйственных обществ в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации.

Высшие учебные заведения, являющиеся бюджетными образовательными учреждениями, и созданные государственными академиями наук высшие учебные заведения в качестве вклада в уставные капиталы таких хозяйственных обществ вносят право использования результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые сохраняются за данными высшими учебными заведениями. При этом внесенное в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ право использования результатов интеллектуальной деятельности не может предоставляться хозяйственными обществами третьим лицам по договору, а также передаваться третьим лицам по иным основаниям, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Денежная оценка права, вносимого в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного общества по лицензионному договору, утверждается решением общего собрания учредителей (участников) хозяйственного общества, принимаемым всеми учредителями (участниками) хозяйственного общества единогласно. Если номинальная стоимость (увеличение номинальной стоимости) доли или акций участника хозяйственного общества в уставном капитале хозяйственного общества, оплачиваемых таким вкладом, составляет более чем пятьсот тысяч рублей, такой вклад должен оцениваться независимым оценщиком.

Высшее учебное заведение, являющееся бюджетным образовательным учреждением, или созданное государственной академией наук высшее учебное заведение вправе привлекать других лиц в качестве учредителей (участников) хозяйственного общества, если доля данного высшего учебного заведения в уставном капитале акционерного общества составит более чем двадцать пять процентов или в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью - более чем одну треть. При этом доля (акции) других лиц в уставном капитале хозяйственного общества должна быть оплачена денежными средствами не менее чем наполовину. Оставшаяся часть доли (акций) других лиц в уставном капитале хозяйственного общества может быть оплачена исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, правом использования результатов интеллектуальной деятельности, материалами, оборудованием или иным имуществом, необходимыми для практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые либо право использования которых вносятся в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного общества.

Высшие учебные заведения, являющиеся бюджетными образовательными учреждениями, и созданные государственными академиями наук высшие учебные заведения вправе распоряжаться долями (акциями) в уставном капитале хозяйственных обществ, владельцами которых данные высшие учебные заведения являются, только с предварительного согласия соответствующих собственников. Данные высшие учебные заведения осуществляют управление долями (акциями) в уставных капиталах хозяйственных обществ в качестве участников в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. При этом права участников хозяйственных обществ от имени данных высших учебных заведений осуществляют их руководители.

Доходы от распоряжения долями (акциями) в уставных капиталах хозяйственных обществ, учредителями (участниками) которых являются данные высшие учебные заведения, часть прибыли хозяйственных обществ, полученная данными высшими учебными заведениями (дивиденды), поступают в их самостоятельное распоряжение, учитываются на отдельном балансе и направляются только на правовую охрану результатов интеллектуальной деятельности, выплату вознаграждения их авторам, а также на осуществление уставной деятельности данных высших учебных заведений.

Статья 28. Финансовое обеспечение деятельности высших учебных заведений

1. Финансовое обеспечение деятельности высших учебных заведений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для высших учебных заведений, расположенных в регионах, в которых действуют районные коэффициенты и надбавки, установленные Правительством Российской Федерации, финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания высшими учебными заведениями, осуществляется с учетом этих коэффициентов и надбавок.

Финансовое обеспечение деятельности федеральных университетов осуществляется в порядке, установленном для автономных учреждений.

3. Финансовое обеспечение проведения научных исследований высшими учебными заведениями осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления городских округов, муниципальных районов, в ведении которых находятся эти высшие учебные заведения, отдельно от финансового обеспечения образовательной деятельности.

4. Если порядком предоставления средств не установлено иное, высшие учебные заведения самостоятельно определяют направления использования средств, полученных ими из соответствующего бюджета и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Статья 29. Платная деятельность высшего учебного заведения

1. Высшее учебное заведение в соответствии со своим уставом может осуществлять платную деятельность в области образования и в других областях, если это не противоречит федеральным законам и лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

Платная образовательная деятельность высшего учебного заведения не может быть осуществлена взамен и в рамках образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет средств соответствующего бюджета. В противном случае средства, заработанные в результате такой деятельности, изымаются учредителем высшего учебного заведения.

2. Если иное не установлено законом, высшее учебное заведение вправе в пределах, установленных лицензией, осуществлять сверх финансируемых за счет средств соответствующего бюджета контрольных цифр приема студентов подготовку специалистов по соответствующим договорам с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами в объеме, согласованном с органом исполнительной власти или исполнительно-распорядительным органом городского округа, муниципального района, осуществляющим функции и полномочия учредителя этого высшего учебного заведения.

Высшее учебное заведение самостоятельно решает вопросы по заключению договоров, определению обязательств и иных условий, не противоречащих законодательству Российской Федерации и уставу данного высшего учебного заведения.

Статья 30. Оплата труда работников высшего учебного заведения

1. Высшее учебное заведение в пределах имеющихся у него средств на оплату труда работников самостоятельно определяет размеры доплат, надбавок, премий и других мер материального стимулирования, а также размеры должностных окладов (ставок) всех категорий работников (без установления предельных размеров должностных окладов (ставок)).

2. Должностной оклад (ставка) выплачивается работнику высшего учебного заведения за выполнение им функциональных обязанностей и работ, предусмотренных трудовым договором (контрактом).

3. Если иное не установлено законом, высшее учебное заведение самостоятельно формирует фонд оплаты труда работников за счет средств бюджета, направляемых на содержание высшего учебного заведения, и (или) иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

5. Научно-педагогическим работникам высших учебных заведений устанавливаются надбавки к должностным окладам (ставкам) в размере:

сорока процентов за должность доцента;

шестидесяти процентов за должность профессора;

3000 рублей за ученую степень кандидата наук;

7000 рублей за ученую степень доктора наук.

Статья 32. Учет, отчетность и контроль в высших учебных заведениях

1. Высшие учебные заведения в установленном порядке осуществляют оперативный и бухгалтерский учет результатов своей работы, ведут статистическую и бухгалтерскую отчетность.

2. Должностные лица несут установленную законодательством Российской Федерации дисциплинарную, административную и уголовную ответственность за искажение государственной отчетности.

3. Контроль за исполнением законодательства Российской Федерации в области бюджетной и финансовой дисциплины в высших учебных заведениях осуществляют органы законодательной и исполнительной власти в пределах своих полномочий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: