Лекция№15.
Устройство центрального люлечного подвешивания ТВЗ-ЦНИИ-М.
Тележки ТВЗ-ЦНИИ-М (68-875, 68-876) имеют центральное люлечное подвешивание (ЦЛП) состоящее из:
1. Поддон (стальной корытообразный, имеющий специальные крюки для соединения с предохранительными скобами) – 2 шт – с одной и другой стороны тележки.
2. Две 2-х или 3-х рядные пружины (зависят от тары вагона: 2-х рядные до 54 т, 3-х рядные – свыше 54 т) – 2 комплекта.
3. Люлечные сочлененные подвески – состоят из короткой тяги подвески (неподвижное звено) и 2-х серег увеличенной длины (подвижное звено), за счет чего увеличивается поперечная гибкость ЦЛП (переход от двухзвенной у КВЗ-ЦНИИ к однозвенной у ТВЗ-ЦНИИ). Подвески (тяги) установлены внутри рамы (4 шт на тележку).
4. Предохранительное устройство – скоба, соединяющая крюк поддона и раму тележки (4 шт на тележку).
5. Гидравлические гасители колебаний – для ограничения вертикальных и горизонтальных колебаний кузова, устанавливаются под углом 450. Крепятся к кронштейну надрессорной балки и кронштейну рамы тележки (2 шт на тележку, по одному с каждой стороны).
6. Горизонтальные поводки – расположены диагонально относительно друг друга и связывают надрессорную балку и раму тележки, упруго препятствуя перекосу надрессорной балки, удерживая ее в центральном положении.
Гасители колебаний предназначены для создания сил, обеспечивающих устранение или уменьшение амплитуды колебаний вагона или его частей. На дорогах России наиболее широкое применение находят гидравлические и фрикционные гасители колебаний. Принцип действия гидравлических гасителей заключается в последовательном перемещении вязкой жидкости под действием растягивающих или сжимающих сил с помощью поршневой системы из одной полости цилиндра в другую. Такие гасители устанавливают в тележках пассажирских вагонов совместно с пружинными рессорами
Применяемые гасители колебаний по характеру и изменению сил сопротивления делят на фрикционные и гидравлические.
Во фрикционных – сопротивление создается силами трения при скольжении трущихся частей.
В гидравлических – вязкая жидкость (приборное масло) при перетекании из одной полости в другую создает вязкое трение, в результате энергия колебания кузова превращается в тепловую и затем рассеивается.
Гаситель состоит из:
- корпуса;
- кожуха;
- поршня;
- 2-х клапанов (верхнего и нижнего) шарикового типа;
- 2-х камер (рабочей и вспомогательной);
- 2-х кронштейнов с отверстиями под валики для крепления к раме тележки и надрессорному брусу.
Неисправности гидравлических гасителей:
- течь масла – не допускается;
- ход поршня гасителя – допускается не более 30мм;
- протертость корпуса гасителя – не более 2 мм;
- зазор между корпусом гасителя и кронштейном надрессорного бруса – не более 7 мм;
- зазор между кронштейном гасителя и буртом резиновой втулки – не более 2 мм;
перекос головок гасителя по отношению к надрессорной балке рамы – не более 5 мм.
При осмотре гасителей под вагоном необходимо тщательно проверять:
- состояние узлов крепления гасителей к кронштейнам тележки. Трещины, обрывы или погнутость кронштейнов крепления гасителей, отсоединение штока от верхней крепительной головки гасителя не допускаются;
- ослабление резьбового соединения головки со штоком не допускается;
- трещины, смятие и изломы корпуса или защитного кожуха гасителя, заклинивание гасителя не допускаются;
- допускается отклонение от соосного расположения верхней и нижней головок гасителя относительно поперечной оси тележки до 5 мм. При превышении допустимого значения необходимо произвести регулировку путем переустановки резиновой шайбы на другую сторону головки и подтяжкой пакетов продольных поводков;
- при наличии течи рабочей жидкости через сварное соединение корпуса или трещины, гаситель колебаний необходимо заменить;
- допускается потертость корпуса резервуара до 2 мм;
- отсутствующие шайбы, шплинты горизонтальных гасителей центрального подвешивания необходимо доставить.
В пунктах формирования запрещается ставить в поезда вагоны с просроченными сроками ревизии гасителей колебаний или если этот срок истекает в пути следования. При наличии на поверхности потеков масла разрешается следование вагона из пункта оборота до пункта формирования.
Основные признаки неисправностей гасителей и способы их устранения при ТО-1 и ТО-2 приведены в таблице 7.1
Таблица 7.1
Признаки неисправности | Неисправность | Способ устранения |
Потеки рабочей жидкости на корпусе либо на сильфоне (гофрированном резиновым чехле) | Повреждены манжеты, уплотняющие шток или резиновое кольцо, уплотняющее гайку корпуса, отвернулась гайка, повышенный износ направляющей, повреждение сильфона | Гаситель заменить |
Продолжительные возмущенные колебания кузова после прохода с небольшой скоростью рельсовых стыков и стрелок | Полная или частичная потеря работоспособности гасителей вследствие утечки рабочей жидкости, отказа клапанов, износа направляющей и штока, ослабление гайки корпуса, отсоединение проушины от штока | Гасители осмотреть, проверить прокачкой вручную на вагоне. Неисправные заменить |
Отчетливые следы на корпусе более 30 мм от перемещения защитного кожуха | Вытекла рабочая жидкость, отказали клапана, повышенный износ направляющей | Проверить прокачкой вручную. Неисправный гаситель заменить |
Перекос защитного кожуха относительно корпуса | Отсоединилась штоковая проушина, отвернулась или повреждена гайка корпуса, под кожухом образовалась снеголедяная масса | Гаситель заменить |
Надрессорная балка перекошена в вертикальной плоскости | Заклинен шток с поршнем в цилиндре | Проверить прокачкой вручную, неисправный гаситель заменить |
Зазор в узле крепления гасителя к кронштейнам рамы или надрессорной балки более 1,8 мм | Износились резиновая или металлическая втулки в проушинах, валик крепления или втулки в кронштейнах | Заменить неисправные детали или заменить гаситель |
Отход бурта резиновой втулки от боковой поверхности проушины гасителя более 2 мм | Повреждение резиновой втулки в проушине | Заменить резиновую втулку |
Трещины, обрыв или погнутость кронштейнов крепления | Заклинен гаситель, подкожуховое льдообразование | Гаситель проверить прокачкой вручную. Кронштейны выправить и приварить |
Трещины, смятие корпуса гасителя | Механические повреждения | Гаситель заменить |
Отсоединение защитного кожуха | Повреждение резьбы, потеря стопорного болта, самоотвинчивание крепительных болтов | Установить стопор-ный и крепительные болты с прижим-ными шайбами |
Отсутствует стопорный винт проушины | Самоотвинчивание винта из-за некачественного кернения | Снять гаситель,, завернуть и закернить винт |
Отсутствует резиновая шайба между проушиной гасителя и кронштейном | При установке гасителя не установлена шайба | Установить резиновую шайбу |
Перекос гасителя в кронштейнах рамы тележки и надрессорной балки | Не отрегулировано положение гасителя в кронштейнах | Выровнять положение гасителя перестановкой резиновых шайб между проушинами и кронштейнами, при невозможности отрегулировать положение надрессорного бруса |