Предложил в 50-е годы XX в. выдающийся американский теоретик в области управления П. Друкер.
Суть концепции: управление должно начинаться с выработки целей и только затем переходить к формированию функций и системы взаимодействия.
Каждый руководитель должен иметь несколько четких целей в рамках возложенных на него обязанностей.
Цели не только доводятся до менеджеров сверху, но и согласуются, обсуждаются с ними (до менеджеров низшего уровня включительно).
Цели не являются постоянными, они пересматриваются в связи с изменениями внутренних и внешних условий.
Необходимо постоянно оценивать достигнутые результаты; при этом важно разработать системы показателей.
Управление по целям (МВО) предполагает правильную постановку цели (ей) и последующий переход к формированию функций и процессов управления; необходимо не только реагировать на негативную ситуацию, но и предварительно разрабатывать ряд мероприятий с целью ее недопущения;
Управление по результатам - цикличный процесс постановка результатов (целей) - процесс ситуационного управления - контроль за результатами; на первый план выходят оперативная реакция на вызовы среды (программный подход в управлении)
|
|
Теория "Х" и "У"
Разработал в 60-е годы XX в. американский ученый в области лидерства Д. Мак-Грегор. В основе этой теории лежат два типа управления, отражающие взгляды на работников со стороны менеджеров:
• теория "X" — обычному человеку присуща врожденная нелюбовь к работе и желание избежать ее. Заставить большинство
людей работать можно только принуждением, с помощью приказов, контроля и угрозы наказания. "Средний" человек стара
ется не брать на себя ответственность и предпочитает, чтобы им
управляли;
• теория "У" — люди по природе не пассивны. В зависимости от условий труда человек может воспринимать работу как удовольствие или как наказание. Людям присущи самоконтроль и чувство ответственности.
Управление типа "У" более эффективно.
Теория "Z"
Разработал в 1981 г. американский профессор У. Оучи на основе изучения японского опыта управления. Исходным пунктом этой теории является положение о том, что человек — основа любой организации и от него в первую очередь зависит успех.
Идеи теории "Z":
• долгосрочный наем кадров;
• групповое принятие решений;
• индивидуальная ответственность;
• тщательная оценка кадров и их умеренное карьерное продвижение;
• неопределенный, неформальный контроль с помощью четких и
формализованных методов;
• неспециализированная карьера;
• всесторонняя забота о работниках.
Теория "Z" считается продолжением теории "X" и "У" Д. Мак-Грегора.