Концепция управления по целям

Предложил в 50-е годы XX в. выдающийся американский теоре­тик в области управления П. Друкер.

Суть концепции: управление должно начинаться с выработки целей и только затем переходить к формированию функций и системы взаимодействия.

Каждый руководитель должен иметь несколько четких целей в рамках возложенных на него обязанностей.

Цели не только доводятся до менеджеров сверху, но и согласуются, обсуждаются с ними (до менеджеров низшего уровня включи­тельно).

Цели не являются постоянными, они пересматриваются в связи с изменениями внутренних и внешних условий.

Необходимо постоянно оценивать достигнутые результаты; при этом важно разработать системы показателей.

Управление по целям (МВО) предполагает правильную постановку цели (ей) и последующий переход к формированию функций и процес­сов управления; необходимо не только реагировать на негативную ситуацию, но и предварительно разра­батывать ряд мероприятий с целью ее недопущения;

Управление по результатам - цикличный процесс поста­новка результатов (целей) - процесс ситуационного управ­ления - контроль за результатами; на первый план выходят оперативная реакция на вызовы среды (программный подход в управлении)

Теория "Х" и "У"

Разработал в 60-е годы XX в. американский ученый в области ли­дерства Д. Мак-Грегор. В основе этой теории лежат два типа управления, отражающие взгляды на работников со стороны менеджеров:

• теория "X" — обычному человеку присуща врожденная нелю­бовь к работе и желание избежать ее. Заставить большинство
людей работать можно только принуждением, с помощью при­казов, контроля и угрозы наказания. "Средний" человек стара­
ется не брать на себя ответственность и предпочитает, чтобы им
управляли;

• теория "У" — люди по природе не пассивны. В зависимости от условий труда человек может воспринимать работу как удо­вольствие или как наказание. Людям присущи самоконтроль и чувство ответственности.

Управление типа "У" более эффективно.

Теория "Z"

Разработал в 1981 г. американский профессор У. Оучи на основе изучения японского опыта управления. Исходным пунктом этой теории является положение о том, что человек — основа любой организации и от него в первую очередь зависит успех.

Идеи теории "Z":

• долгосрочный наем кадров;

• групповое принятие решений;

• индивидуальная ответственность;

• тщательная оценка кадров и их умеренное карьерное продви­жение;

• неопределенный, неформальный контроль с помощью четких и
формализованных методов;

• неспециализированная карьера;

• всесторонняя забота о работниках.

Теория "Z" считается продолжением теории "X" и "У" Д. Мак-Грегора.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: