Соотношение международного и национального права

Современный мир насчитывает около 200 государств и столько же внутригосударственных или национальных правовых систем. Нормы международного права регулируют не только те отношения, которые «недосягаемы» для норм национального права. Со­временное международное право активно «вторгается» с сферу внутригосударственных отношений.

Верно то, что внутригосударственное право и право междуна­родное — две различные системы права, действующие в своих со­ответствующих областях, и что между ними нет юридического со­подчинения. Вместе с тем материальное единство мира в конечном счете делает необходимым взаимодействие этих двух правовых систем.

В вопросе о соотношении международного и национального права в науке права определились три направления. Первое, так называемое дуалистическое, исходит из того, что международное и национальное право есть относительно изолированные и независимые друг от друга системы правопорядка. Два других направ­ления, именуемых монистическими, основываются на том, что международное и внутригосударственное право есть составные части единой системы права. При этом одна часть сторонников такого подхода исходит из признания приоритета (примата), или верховенства, национального права, другая, напротив, настаивает на примате международного права над национальным. Теория примата национального права получила широкое распространение в XIX — начале XX в. В немецкой юриспруденции.

Интернационализация жизни народов, расширение междуна­родного партнерства и сотрудничества в различных областях об­щественной жизни, всевозрастающее значение роли международ­ных отношений, углубление их воздействия на внутреннюю жизнь государств, судьбы отдельных народов и отдельной личности, при­дающих современному миру целостность, усиливают значение международного права. Современное международное право стано­вится универсальным регулятором, выражающим общечеловечес­кие ценности и приоритеты.

В этих условиях все большее число сторонников находит кон­цепция примата международного права, разработанная основате­лем нормативистской школы права Г, Кельзеном. Он исходил из того, что в мире существует единая система права, включающая право международное и право национальное всех без исключений государств. При этом действительность, истинность нормального права, в понимании Г. Кельзена, определяется нормами международного права.

В нынешних условиях примат международного права над на­циональным выступает одной из важнейших правовых гарантий обеспечения мира, взаимовыгодного сотрудничества государств в решении задач планетарного характера, в обеспечении соблюде­ния прав и свобод человека.

Международное право целиком не входит ни в одну национальную систему права. Предмет его регулирования чрезвычайно многообразен и выходит за рамки внутригосударственных отношений. Это экономическое и гуманитарное сотрудничество государств, дипломатические сношения, освоение космоса, борьба с терроризмом, охрана окружающей среды, миротворческие операции, деятельность международных организаций и многие другие вопросы.

Рассмотрим различия внутригосударственного и международного права.

Нормы международного права регулируют межгосударственные отношения. Таким образом, в международном праве выражается волеизъявление не какого-либо отдельного государства, а коллективная воля государств мирового сообщества. Если внутригосударственное право есть результат правотворчества исключительно его собственных органов, то международно-правовые нормы формируются путем совместного волесогласования различных государств.

В то время как основными источниками внутригосударственного права выступают нормативно-правовые акты в омано-германской правовой системе или судебные прецеденты в англосаксонской правовой системе, то источниками международного права являются нормативные договоры.

Действие норм международного права в пространстве и по кругу лиц характеризуется экстерриториальностью, не ограничиваясь границами одного государства. Нормы международного права распространяют действие на территорию всех государств, признающих их действие.

Нормы международного права соблюдаются, как правило, добровольно. Возможность применения мер принуждения, тем более санкций, здесь значительно ограничена по сравнению с возможностями применения санкций норм внутригосударственного права.

Международно-правовые нормы, ратифицированные государством, являются составной частью его правовой системы. При этом принципы международного права имеют приоритет перед внутригосударственным законодательством. Конституции Республики Беларусь устанавливает: «Общепризнанные принципы международного права и международные договоры, заключенные Республикой Беларусь, являются составной частью ее правовой системы».



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: