Регламентация сварных соединений государственными стандартами

Система стандартизации типов сварных соединений.

Выбор способа сварки в зависимости от типа производства.

Практически на всех заводах РБ уровень производства приближается к 100%. РДС и газовая сварка практически не применяется в массовом производстве. Сейчас ситуация немного другая. Нужно переходить на мировой стиль работы, обеспечивая широкий диапазон различной модификации характерной продукции. До периода СНГ определяющими объем промышленной продукции были заводы массового производства. Конструкции его (трактора, машины, бытовая техника) состояли из тонколистовых штампов, металла соединенного нахлесточным соединением. Это и определило широкое применение контактной точечной сварки. На вышеперечисленных заводах соотношение рабочих мест к контактной дуговой сварке – 50:50; так как для предварительной сборки применяли подвесные машины точечной сварки для крупногабаритных узлов или стационарные для мелких. При этом, практически каждое рабочее место специализировалось на сварке однотипных деталей. В связи с увеличением количества моделей и модификаций, теперь на 1 рабочее место приходится несколько однотипных, но различающихся размерами и конфигурацией деталями. Собирать и сваривать их проще с помощью полуавтоматической сварки. Количество рабочих мест точечной сварки по отношению к дуговой уменьшается.

Все типы сварных соединений можно отнести к стыковым и Т-образным. Сегодня обеспечивается прочность металла шва, не уступающая основному металлу. Регламентирована подготовка кромок в зависимости от толщины. Стандарты регламентируют способы сварки, характеристики сварных швов дуговой сварки, сварных точек контактной сварки. Стандарты предписывают применение типов соединения в соответствии с конструктивным решением свариваемых элементов. В соответствии с международными нормами, конструктор должен руководствоваться требованиями стандарта и указывать в конструкторской документации № стандарта и все оговоренные стандартом характеристики соединения. Это, соответственно, исключает возможность полемики «конструктор – технолог», так как стандарт – закон.

Государственные стандарты, унифицированные с международными нормами, исходят из представления, что металл сварного шва обладает механическими характеристиками не ниже прочностных характеристик основного металла. Вопросы динамической прочности решаются конструктором по опыту эксплуатации прототипов и испытаний изделия перед постановкой его на производство. Определенную сложность представляет конструкция единичного производства и не имеющая прототипов. Методы обеспечения надежности конструкции в случае предполагаемого действия ударных и вибрационных нагрузок заложены в коэффициенте запаса прочности, который выведен опять же из опыта эксплуатации аналогов или прототипов. Параметры элементов конструкции определяются в ходе ее проектирования. В основном это характеристика геометрических размеров свариваемых элементов. После выбора параметров сечения, конструктор в соответствии с требованиями стандарта оговаривает тип соединения. В практике существует расхожее мнение о необходимости расчет на прочность сварных швов. Это не обязательно в случае правильно выбранных рабочих сечений элементов и назначенных типов соединений в соответствии со стандартами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: