Психическая регуляция поведения и деятельности. Из числа способов психической регуляции деятельности можно выделить эмоциональную и волевую регуляцию

Из числа способов психической регуляции деятельности можно выделить эмоциональную и волевую регуляцию. Эмоции побуждают сознательную, рациональную регуляцию поведения, которая противостоит текущим эмоциям. Сильные эмоции противостоят волевым действиям, которые совершаются вопреки первым.

Свобода проявления эмоционально-импульсивных действий зависит от уровня сознательной регуляции: чем ниже уровень, тем свободнее данные действия, не имеющие сознательной мотивации. Эмоции преобладают при недостатке информации (информационная теория эмоциональной устойчивости П.В.Симонова), позволяющей регулировать свою деятельность. Причем сознание не всегда регулирует поведение, например, импульсивное защитное движение рукой не требует подключения сознания, но эмоции проявляются при этом в полной мере.

Волевая регуляция (волевые усилия) проявляется при необходимости преодоления внешних или внутренних препятствий. К волевым качествам относятся: сила воли, энергичность, настойчивость, выдержка, решительность, смелость, самообладание, уверенность в себе, ответственность, дисциплинированность, принципиальность, обязательность, инициативность и др. Основная психологическая функция воли состоит в повышении мотивации и совершенствовании сознательной регуляции действий. Волевая регуляция позволяет долгое время поддерживать сконцентрированное на объекте внимание. Все основные психические функции — ощущение, восприятие, воображение, память, мышление и речь — связаны с волей. В процессе развития этих процессов (от низших к высшим) человек обретает волевой контроль над ними. Волевое действие и осознание цели деятельности, ее значимости тесно связаны друг с другом. Волевое действие подчиняет этой цели выполняемые действия. Актуальные потребности человека всегда провоцируют энергию волевых действий и становятся их источником. На их основе человек подбирает сознательный смысл своим произвольным поступкам. Сознательно отказавшись от привычного способа решения задачи, человек проявляет волю, чтобы заменить его на более сложный способ и придерживаться его в дальнейшем. Воля человека протекает сквозь три фазы: первая придает человеку уверенность в решении обычных задач повседневности в будущем; вторая фаза регулирует мораль; третья фаза открывает возможность различать «оттенки» морально-нравственных ценностей.

3.3. Индивидуально –психологические особенности личности

знать:

· понятие о темпераменте и типах темпераментов (сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик); индивидуальный стиль деятельности и темперамент.

· понятие о характере, акцентуациях характера, формировании характера.

· понятие о способностях; общие и специальные способности; способности и профессия.

уметь:

· определять тип темперамента.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: