Сущность воспитания и его место в педагогическом процессе. знать: сущностные характеристики и основные направления воспитания

РАЗДЕЛ 6. ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ

знать: сущностные характеристики и основные направления воспитания.

уметь: анализировать закономерности и принципы процесса воспитания.

Воспитание — это профессионально организованный целостный процесс учебно-воспитательного характера, заключающийся в совместной деятельности, сотрудничестве, культурном содержании и методах освоения культуры.

Основные компоненты воспитания в педагогическом процессе:

1. целевой (цели, задачи и социализация личности);

2. содержательный (соответствие потребностям личности; стандарт образования);

3. операционно-деятельностный (организация деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время);

4. аналитико-результативный (анализ результатов педагогической деятельности).

В системе отношений учащегося (воспитанника) с внешним миром выражаются объективные причинно-следственные связи, приобретающие характер педагогических закономерностей. Следовательно, педагогические закономерности — суть отражение объективных причинно-следственных связей в системе взаимоотношений учащегося (воспитанника) с внешним миром.

Среди закономерностей функционирования и развития воспитания в педагогическом процессе следует выделить одну из самых главных, суть которой состоит в ориентации на развитие личности, природосообразность воспитания. Развитие личности в гармонии с общечеловеческой культурой зависит от ценностных оснований воспитания. Принцип природосообразности воспитания предполагает, что оно должно основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, быть согласовано с общими законами природы и развития человека, воспитывать индивида в соответствии с его полом и возрастом.

Включенный в систему воспитания принцип культуросообразности предполагает, что воспитание должно базироваться на общечеловеческих ценностях культуры и формироваться в соответствии с общечеловеческими ценностями и нормами национальных культур и особенностями, не противоречащими традициям населения тех или иных регионов.

Данная закономерность обеспечивает единство деятельностного и личностного подходов. Личностный подход, персонализация педагогического взаимодействия, требует отказаться от ролевых масок, диктует полисубъектный (диалогический) подход, индивидуализацию и творче­скую направленность воспитательного процесса.

Индивидуально-творческий подход позволяет создать условия для самореализации личности, диагностики и развития ее творческих возможностей.

Следующая направленность воспитания — гуманистическая — представляет собой инструментальное выражение тех положений, которые имеют всеобщее значение, действуют в любых педагогических ситуациях и при любых условиях организации образовательного процесса. Сопряженный с ней принцип предполагает последовательное отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития, включенному в субъект-субъектные отношения. Реализация этого принципа существенно влияет на становление человека, на все аспекты его социализации. Все принципы соподчинены.

В это соподчинение включен принцип обучения и воспитания детей в коллективе, который предполагает оптимальное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации педагогического процесса. Большую роль в организации воспитания играет принцип связи воспитания с жизнью и производственной практикой.

Особую роль в воспитательном процессе выполняет принцип эстетизации детской жизни. Он предполагает формирование у воспитанников эстетического отношения к действительности.

Не менее важным является принцип организации детской деятельности, который предполагает уважение к личности учащегося в сочетании с разумной требовательностью к нему. По утверждению А. С. Макаренко, к человеку следует предъявлять требований как можно больше, но одновременно и как можно больше проявлять уважения к нему.

Принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью взаимосвязан с принципом опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности, который предполагает создание ситуации успеха, иначе учащийся, которому постоянно напоминают о его ошибках или недостатках, начинает чувствовать себя неполноценным, что может спровоцировать деформацию личности ребенка.

Не менее важный принцип направлен на согласованность требований школы, семьи и общественности.

Управление деятельностью учащихся в процессе воспитания требует реализации другого принципа — увлечения перспективами детей, создания ситуаций ожидания грядущей радости.

Большое практическое значение в управлении деятельностью воспитанников приобретает принцип сочетания прямых и параллельных педагогических действий. Педагогика, по утверждению А. С. Макаренко, есть не прямое, а параллельное действие. В соответствии с этим принципом каждое воздействие должно быть направлено на коллектив и обратно.

Принципы воспитания представляют комплекс основополагающих идей или ценностных оснований воспитания личности учащегося. Принципы воспитания являются выражением уровня развития общества, его потребностей и требований к воспроизводству конкретного типа лично­сти; они определяют стратегию, цели, содержание и методы воспитания, общее направление его реализации, стиль взаимодействия субъектов воспитания. Большое число принципов воспитания объясняется различием в понимании педагогами сущности воспитания, соотношения воспитания и обучения.

Перечислим основные принципы воспитательного процесса:

— принцип гуманистической направленности деятельности педагогов и учащихся;

— принцип адекватности системе социальных отношений;

— принцип целенаправленности и комплексности педагогических воздействий;

— принцип интеграции и дифференциации в организации изучения различных предметов;

— мотивация учебной деятельности;

— принцип индивидуализации в организации учебно-воспитательной деятельности;

— принцип педагогического оптимизма;

— принцип демократизации в воспитании.

Кроме перечисленных, можно назвать еще ряд принципов, сущность которых следует коротко охарактеризовать.

Принцип незавершимости воспитания вытекает из мобильного характера социализированности, свидетельствующего о том, что развитие личности в каждый возрастной период не может быть завершено. На каждом таком этапе любой человек имеет возможность вновь познать себя и других, реализовать свои возможности, найти свое место в мире.

Кроме общих принципов воспитания существуют и специфические, так, конфессиональная педагогика формулирует принципы религиозного воспитания, семейная — семейного воспитания, социальная педагогика — социального воспитания. Особого внимания заслуживают отдель­ные стороны социального воспитания.

Принцип вариативности социального воспитания состоит в том, что в современных обществах вариативность социального воспитания определяется многообразием и мобильностью как потребностей и интересов личности, так и потребностей общества.

Принцип коллективности социального воспитания предполагает, что осуществление социального воспитания в коллективах различного типа дает человеку опыт жизни в обществе, создает условия для положительно направленных самопознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения, а в целом — для приобретения опыта адаптации в обществе.

Принцип центрации социального воспитания на развитии личности базируется на признании приоритета личности по отношению к обществу, государству, социальным институтам, группам и коллективам. Это положение должно предстать в качестве основы философии воспитания, идеологии общества в сфере воспитания, ценностной ориентации воспитывающих и воспитуемых. Приоритет личности может быть ограничен в случае обеспечения прав других личностей. Процесс воспитания, институты воспитания и общности воспитанников при этом подходе рассматриваются лишь как средства развития личности.

Принцип биологичности социального воспитания. Принцип предполагает, что духовно-ценностная ориентация человека и его развитие осуществляются в процессе взаимодействия педагогов и учащихся, содержанием которого является обмен ценностями (интеллектуальными, эмоциональными, моральными, социальными и др.), а также совместное производство ценностей в процессе жизнедеятельности воспитательных организаций. Этот обмен становится эффективным, когда воспитатели стремятся придать диалогический характер своему взаимодействию с воспитуемыми.

Принцип дополнительности воспитания предполагает подход к развитию человека как к совокупности взаимодополняющих процессов. Первое, что обращает на себя внимание, — это необходимость отношения к социализации как к сочетанию стихийного и частично направляе­мого и в некоторой степени социально контролируемого процессов развития. Этот принцип позволяет трактовать воспитание как один из факторов развития человека. Воспитание дополняет природные, социальные и культурные влияния, что приводит к отказу от традиционного преуве­личения его роли и возможностей. Второе: принцип дополнительности позволяет рассматривать воспитание как совокупность взаимодополняющих процессов семейного (частного), религиозного (конфессионального) и общественного (социального) воспитания.

В заключение перечислим основные закономерности воспитательного процесса:

—взаимосвязь форм организации и содержания педагогического процесса;

—единство действий участников педагогического процесса;

—зависимость организации педагогического процесса от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

—взаимосвязь процесса образования, обучения, воспитания;

—гармонизация личных и общественных интересов;

—обусловленность содержания педагогического процесса.

Общие формы организации учебной деятельности


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: