Цели, содержание и структура непрерывного образования
знать: сущность и содержание понятий «образование», «содержание образования», «непрерывное образование»
уметь: выделять основные уровни непрерывного образования.
Сегодня в России проблема непрерывного образования весьма актуальна. Страна может двигаться по пути прогресса тогда, когда все ее население достигло высокого уровня образования, когда каждый гражданин без исключения имеет возможность для достойного саморазвития, раскрытия своего творческого потенциала, своих задатков и способностей.
Человек должен обучаться постоянно без длительных перерывов, при этом получать образование можно либо в образовательных учреждениях, либо путем самообразования. Непрерывность в образовательном процессе выступает как характеристика включенности личности в образовательный процесс на всех стадиях своего развития.
При реализации непрерывного образования важное значение приобретает содержание, которое предстает как система образовательных программ, а впоследствии — обеспечение этих процессов необходимыми образовательными структурами. Большое значение для становления в России единой системы непрерывного образования имеет Закон РФ «Об образовании», содержание которого свидетельствует о том, что для государства первостепенную важность имеет не организационно-структурная основа, а содержание образования. В Законе система образования в Российской Федерации определяется как совокупность следующих взаимодействующих факторов:
—образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;
—сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;
—органов управления образованием и подведомственных им образовательных учреждений и организаций.
В основу непрерывного образования положены три принципа:
—многоуровневость — наличие разнообразных уровней и ступеней образования; в качестве условия реализации этого принципа выступают образовательные программы различных уровней и ступеней;
—дополнительность образования — проектирование содержания образования, осваиваемого человеком и соответствующего вектору движения человека «вперед» в рамках образовательного пространства;
—маневренность — смена профессий — движение человека в разные стороны в пределах образовательного пространства.
Формирование системы непрерывного образования основано на следующих принципах государственной политики в области образования, закрепленной в Законе РФ «Об образовании»:
1. гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе;
2. развивающий, деятельностный характер образования;
3. единство федерального, культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, культурных региональных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
4. общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
5. светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, автономность образовательных учреждений;
6. свобода и плюрализм в образовании, его многоукладность, вариаивность и альтернативность;
7. демократический, государственно-общественный и национальный характер управления образованием;
8. гуманитаризация образования.
Перечисленные принципы должны обеспечить институциональные, социально-педагогические условия развития непрерывного образования и собственно педагогические условия полноценного его функционирования. Все эти принципы взаимосвязаны, дополняют друг друга и являются определяющими в стратегии непрерывного образования.
Стандартизация образования обеспечивает единую основу (в виде федеральных компонентов стандартов) для проектирования содержания непрерывного образования во всех его подсистемах.
Государственные образовательные стандарты призваны служить основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм освоения основных образовательных программ.
Непрерывность образования при движении человека в различных подсистемах образования обеспечивается методологическими подходами к проектированию содержания непрерывного образования в соответствии с особенностями потребностей личности.
Многоукладность непрерывного образования выражается не только в разных формах и «отношениях собственности» (государственные, негосударственные образовательные учреждения), но также и в различиях в сфере образования — социальных, национальных, региональных, конфессиональных.
Вариативность и альтернативность непрерывного образования позволяют отказаться от единообразия образовательной системы в пользу разнообразия и множественности типов школ, форм и каналов получения образования.
Демократичность непрерывного образования предполагает ликвидацию существовавшей государственной монополии на образование и переход к общественно-государственной системе образования, когда личность, общество и государство являются полноправными партнерами. Местная власть и общественность участвуют в управлении образованием и в деятельности образовательных учреждений, привлекают дополнительные местные ресурсы для их развития, пробуждения интереса к проблемам образования в местном сообществе. Демократический характер выражается также в самостоятельности образовательных учреждений в выборе стратегии развития, целей, содержания, организации и методов работы, в их юридической, финансовой и экономической самостоятельности; в праве учащихся на выбор профиля образования, на домашнее образование и обучение в негосударственных учебных учреждениях, на ускоренное обучение и обучение по индивидуальным планам, на участие в управлении образовательным учреждением и т. д.
Главенствующими принципами организации системы непрерывного образования являются преемственность, прогностичность, гибкость и динамичность.
Преемственность — это постепенный переход от одной ступени образования к другой; последовательное повышение уровня требований к объему знаний, умений, навыков и глубине их усвоения. Принцип преемственности предполагает органическую взаимосвязь содержания, основных методов и форм учебного процесса на разных ступенях образования в различных типах образовательных учреждений.
Прогностичность предполагает ориентированность образовательной системы на перспективные запросы и потребности личности и общества в материальной и духовной сфере.
Гибкость и динамичность проявляются в вариативности типов и видов образовательных учреждений, в содержании образования и форм образовательного процесса.
Непрерывное образование успешно реализуется в различных формах, если оно основано на следующих принципах:
—преемственность базового и дополнительного образования;
—взаимосвязь образования и самообразования;
—гибкость, вариативность и дифференциация содержания, форм и методов;
—единство обучения и практической деятельности.
знать: сущность основных методов и форм организации учебной деятельности, условия выбора методов и форм обучения
уметь: типологизировать основные формы и методы организации учебной деятельности.
Методами педагогического процесса называют средства взаимодействия и практические действия педагога и учащихся, способствующие передаче, усвоению и использованию содержания образования как общественного опыта. Основой классификации методов является организация педагогической деятельности и общения. В связи с этим можно выделить следующие группы методов реализации педагогического процесса:
1. Методы формирования сознания личности учащегося (понятий, законов, теорий, взглядов, идеалов, убеждений):
а) словесные (лекция, рассказ, доклад, беседа, диспут, конференция);
б) наглядные (показ иллюстраций, демонстрация опытов);
2. Методы организации деятельности, общения и формирования опыта общественного поведения учащихся:
а) организация учебно-познавательной, учебно-практической, трудовой, общественно-политической, художественно-творческой, спортивной, игровой деятельности учащихся;
б) методы постановки задач;
в) методы выполнения практических действий учащимися;
г) методы упражнения, приучения к выполнению норм поведения в обществе;
д) методы регулирования, корригирования действий и поведения учащихся;
3. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения учащихся (порицание, поощрение, использование общественного мнения или примера и т. д.);
4. Методы контроля, самоконтроля и самооценки деятельности и поведения учащегося (устного, письменного, лабораторного контроля в обучении, наблюдения, оценки и самооценки поведения в обучении и воспитании).
Возможна и другая классификация методов обучения — по типу деятельности. В этой классификации выделяются:
1.методы передачи и усвоения знаний, или вербальные методы (дискуссия, работа с текстом);
2.практические методы (практические задания, лабораторные работы, эксперимент и т. п.);
3.методы контроля и оценки результатов обучения (самостоятельные и контрольные работы, тестовые задания, зачеты и экзамены, защита проектов).