Тождество, нюанс, контраст

Относительные критерии оценки формы (эмоциональная оценка формы).

Фактура, текстура.

Фактура – мелкое членение формы, характеризующее ее внутреннее строение. Фактура может быть шероховатой, грубой; точечками, квадратиками, полосами, шариками в зависимости от степени и качества членения формы. Гладкая поверхность называется безфактурной.

Фактурность материала зависит от плотности и величины микро-искажений поверхности. Один из пределов представляют гладкие поверхности, у которых элементы фактуры столь малы, что они зрительно не различаются. Другой предел - когда элементы фактуры по своей величине воспринимаются как самостоятельные элементы формы и количество их достаточно мало, так что все они ясно различимы. В этом случае элементы фактуры поверхности становятся уже элементами членения (рельефа) поверхности.

Текстура – внешнее проявление внутреннего строения формы. Это текстура дерева различных пород, гранита, мрамора и других естественных и искусственных материалов.

Наиболее часто текстурой (рисунком) характеризуются изделия из дерева и ткани. Различные текстуры используются как декоративный элемент при проработке изделия. Следует избегать несвойственной материалу текстуры, например имитации пластмассы под дерево и т. п. Рисунок текстуры древесины изменяется в зависимости от направления ее обработки, т. е. от плоскости резания - радиальной, тангенциальной, радиально-торцевой, тангенциально-торцевой. В выявлении текстуры значительную роль играет цвет, особенно разница (контраст) в естественной окраске волокон древесины.

Фактура и текстура представляют собой активные средства художественной выразительности. Эффект фактуры и текстуры используется прежде всего для того, чтобы передать естественные качества материала, раскрыть его эстетическое своеобразие. Если фактура или текстура материала очень выразительны, то их воздействие на наблюдателя может быть сильнее, чем воздействие самой формы изделия. Однако чрезмерная броскость фактуры или текстуры может быть неприятна. Фактура и текстура поверхностей должны подбираться с учетом размеров изделия и величины пространства, в котором оно будет функционировать.

В основе восприятия и эмоциональной оценки формы лежит сравнение ее объективных свойств с такими же свойствами других форм. Визуальное сравнение (соизмерение) количества одного и того же свойства различных объектов может быть выражено в трех эмоциональных оценках – категориях:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: