Проблема истины

Одним из важнейших вопросов философии является вопрос о познаваемости мира.

В попытке ответить на вопрос «Познаваем ли мир?» четко обозначились три основные тенденции: оптимизм, скептицизм и агностицизм.

Если оптимисты утверждают принципиальную познавае­мость мира, принципиальную возможность получения досто­верных знаний о мире, то представители агностицизма утвер­ждают, что знания о мире, полученные человеком с помощью чувственного или рационального опыта, не дают оснований для того, чтобы сказать, каков мир на самом деле. Иначе говоря, агностики считают, что наше познание не дает достоверных све­дений об окружающей нас действительности. Они отрицают саму возможность получения такого рода знания.

Представители скептицизма занимают как бы промежуточ­ную позицию: не отрицая принципиальной возможности позна­ния объективного мира, они выражают сомнения в том, что все знания об этом мире носят достоверный характер.

Во многом проблема достоверности наших знаний о мире оп­ределяется ответом на фундаментальный вопрос гносеологии «Что есть истина?»

Существуют различные трактовки понятия «истина». Для од­них истина — это соответствие знаний действительности. Для дру­гих истина есть то, что подтверждено опытом. Для третьих исти­на является неким соглашением, конвенцией. Для четвертых ис­тина — это свойство самосогласованности знаний. Для пятых она оценивается с точки зрения полезности полученного знания, с точ­ки зрения эффективности его использования на практике.

Классическая концепция истины связана с первым опреде­лением. Она возникла в глубокой древности и разделяется как материалистами, так и идеалистами, как диалектиками, так и метафизиками, как теологами, так и атеистами.

Современная трактовка истины, которой придерживаются большинство философов, состоит в следующем:

• Действительность понимается как объективная реальность, существующая вне и независимо от нашего сознания.

• Понятие «действительность» включает в область своего предметного значения и субъективную реальность, что озна­чает возможность познания и духовной реальности.

• Познание вместе с его результатами и объектом познания неразрывно связано с практической деятельностью челове­ка. Через практику задается объект познания, в практике реализуются результаты познания.

• Истина есть бесконечный процесс, связанный с переходом от неполного знания к более полному знанию.

Существуют понятия «объективная истина», «относительная истина» и «абсолютная истина», которые с разных сторон ха­рактеризуют знание об объекте.

Объективная истина — это такое содержание знания, ко­торое не зависит ни от человека, ни от человечества.

Абсолютная истина — это 1) исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе; 2) знания, которые никогда не могут быть опровергнуты.

Относительная истина — это 1) неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает те или иные способы получения это­го знания; 2) знания, зависящие от определенных условий, места и времени их получения.

Релятивисты абсолютизируют роль относительной истины, утверждая, что всякая истина относительна. Догматики игно­рируют конкретность истины, утверждая, что она не зависит от условий, в которых складываются знания. Но абстрактной истины не существует. Истина всегда конкретна.

Существуют различные формы истины, которые делятся в зависимости от характера познаваемого объекта, от вида пред­метной реальности, степени полноты освоения объекта и т.п.

Критерием истинности наших знаний о мире является обще­ственно-историческая практика, понимаемая как совокупность целесообразной материальной деятельности, направленной на преобразование окружающей человека действительности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: