Методы и формы научного познания
Основными особенностями научного познания являются следующие его характеристики:
■ развитость понятийного аппарата (категориальность);
■ рациональность, связанная с непротиворечивостью, доказательностью и системностью;
■ интерсубъективность знания;
■ высокий уровень обобщения знаний;
■ критерий истины полученных знаний — разум и практика;
■ специальные методы получения знания.
Научное познание имеет свои уровни, формы и методы.
Универсальными называют методы, которые используются в одинаковой мере на эмпирическом и теоретическом уровнях. Кроме указанных на схеме универсальных методов познания к ним можно отнести и диалектический метод, сущность которого состоит в том, чтобы рассматривать объективный мир (природу, общество и сознание) в соответствии с принципами развития, всеобщей связи, целостности и объективности.
Специфические научные методы имеют свои особенности, не только зависящие от уровня познания, но и обусловленные особенностями той или иной области научного познания. Методы математики, например, отличаются от методов, используемых лингвистикой или историографией.
|
|
Уровни научного познания: эмпирический, теоретический.
Формы научного познания: факт, проблема, эмпирический закон, гипотеза, теория.
Методы научного познания: универсальные (единство логического и исторического, восхождение от абстрактного к конкретному), общенаучные (анализ, синтез, индукция, дедукция и др.)
Человек – особое существо, явление природы, обладающее, с одной стороны, биологическим началом, с другой стороны, духовным – способностью к мышлению, членораздельной речи, высокой обучаемости, усвоению достижений культуры, высокому уровню социальной организации.
Личность – совокупность врожденных и приобретенных духовных свойств человека, его внутреннее духовное содержание.
Жизнь, развитие, воспитание в обществе – ключевое условие нормального развития человека, развития в нем всевозможных качеств, превращения в личность.
Большое значение для превращения биологического индивида в социально-биологическую личность имеет практика, труд. Только занимаясь трудом человек, может оценить свою социальную значимость, раскрыть все грани своей личности.
Качества личности – врожденные или приобретенные привычки, образ мышления и поведения.
В значительной мере качества формируются под влиянием семьи и общества (гуманизм, человечность, совесть, скромность, верность, цинизм, грубость, тунеядство, трусость).
Характерной чертой каждого человека, личности является наличие потребностей (то, в чем человек чувствует необходимость) и интересов (конкретное выражение потребностей, заинтересованность в чем-либо).
|
|
Потребности:
1. биологические - сохранение жизни, питание, размножение
2. духовные – стремление обогатить внутренний мир
3. материальные – обеспечить достойный уровень жизни
4. социальные – реализоваться в обществе
Удовлетворение потребностей – важный компонент человеческого счастья. Все потребности (кроме биологических) формируются обществом, и может быть реализована в обществе.
Интересы: личные, групповые, классовые, общественные, государственные и. т. д.
Наличие различной иерархии потребностей и интересов, их конфликт, борьба являются внутренним двигателем развития общества.
Социальные нормы – общепринятые в обществе правила, регулирующие поведение людей
Виды социальных норм:
1. нормы морали – регулируют наиболее общие варианты поведения людей
2. групповые нормы – регулируют поведение узких коллективов
3. специальные (профессиональные) нормы – регламентируют поведение представителей тех или иных профессий
4. нормы права – устанавливаются государством, имеют общеобязательный характер и. т. д.
Человек, живущий в обществе, взаимодействия с другими индивидами, занимает определенную жизненную позицию (активную, пассивную ) - отношение человека к окружающему миру, выражающееся в его мыслях и поступках.
Для нормального вхождения человека в общество, для его адаптации, гармоничного существования самого общества необходимо воспитание личности (приобщение индивида к социальным нормам, духовной культуре, подготовка его е труду и будущей жизни).
Общество – система деятельности и жизни людей, объединенных территорией проживания, эпохой, традициями и культурой.
Основные сферы жизни общества:
· экономическая (производство, распределение, обмен)
· социальная (система внутреннего устройства общества (социальные группы, нации, народности, страты), основанная на разделении труда, собственности на средства производства и национальном факторе)
· политическая (совокупность учреждений и организаций, которые выражают интересы социальных групп, осуществляют руководство обществом)
· духовная (моральные, религиозные устои, научные теории, художественное творчество и. т. д.)