Тема 3.4. Социальная философия

Методы и формы научного познания

Основными особенностями научного познания являются сле­дующие его характеристики:

■ развитость понятийного аппарата (категориальность);

■ рациональность, связанная с непротиворечивостью, дока­зательностью и системностью;

■ интерсубъективность знания;

■ высокий уровень обобщения знаний;

■ критерий истины полученных знаний — разум и практика;

■ специальные методы получения знания.

Научное познание имеет свои уровни, формы и методы.

Универсальными называют методы, которые используются в одинаковой мере на эмпирическом и теоретическом уровнях. Кроме указанных на схеме универсальных методов познания к ним можно отнести и диалектический метод, сущность которо­го состоит в том, чтобы рассматривать объективный мир (при­роду, общество и сознание) в соответствии с принципами раз­вития, всеобщей связи, целостности и объективности.

Специфические научные методы имеют свои особенности, не только зависящие от уровня познания, но и обусловленные осо­бенностями той или иной области научного познания. Методы математики, например, отличаются от методов, используемых лингвистикой или историографией.

Уровни научного познания: эмпирический, теоретический.

Формы научного познания: факт, проблема, эмпирический закон, гипотеза, теория.

Методы научного познания: универсальные (единство логического и исторического, восхождение от абстрактного к конкретному), общенаучные (анализ, синтез, индукция, дедукция и др.)

Человек – особое существо, явление природы, обладающее, с одной стороны, биологическим началом, с другой стороны, духовным – способностью к мышлению, членораздельной речи, высокой обучаемости, усвоению достижений культуры, высокому уровню социальной организации.

Личность – совокупность врожденных и приобретенных духовных свойств человека, его внутреннее духовное содержание.

Жизнь, развитие, воспитание в обществе – ключевое условие нормального развития человека, развития в нем всевозможных качеств, превращения в личность.

Большое значение для превращения биологического индивида в социально-биологическую личность имеет практика, труд. Только занимаясь трудом человек, может оценить свою социальную значимость, раскрыть все грани своей личности.

Качества личности – врожденные или приобретенные привычки, образ мышления и поведения.

В значительной мере качества формируются под влиянием семьи и общества (гуманизм, человечность, совесть, скромность, верность, цинизм, грубость, тунеядство, трусость).

Характерной чертой каждого человека, личности является наличие потребностей (то, в чем человек чувствует необходимость) и интересов (конкретное выражение потребностей, заинтересованность в чем-либо).

Потребности:

1. биологические - сохранение жизни, питание, размножение

2. духовные – стремление обогатить внутренний мир

3. материальные – обеспечить достойный уровень жизни

4. социальные – реализоваться в обществе

Удовлетворение потребностей – важный компонент человеческого счастья. Все потребности (кроме биологических) формируются обществом, и может быть реализована в обществе.

Интересы: личные, групповые, классовые, общественные, государственные и. т. д.

Наличие различной иерархии потребностей и интересов, их конфликт, борьба являются внутренним двигателем развития общества.

Социальные нормы – общепринятые в обществе правила, регулирующие поведение людей

Виды социальных норм:

1. нормы морали – регулируют наиболее общие варианты поведения людей

2. групповые нормы – регулируют поведение узких коллективов

3. специальные (профессиональные) нормы – регламентируют поведение представителей тех или иных профессий

4. нормы права – устанавливаются государством, имеют общеобязательный характер и. т. д.

Человек, живущий в обществе, взаимодействия с другими индивидами, занимает определенную жизненную позицию (активную, пассивную ) - отношение человека к окружающему миру, выражающееся в его мыслях и поступках.

Для нормального вхождения человека в общество, для его адаптации, гармоничного существования самого общества необходимо воспитание личности (приобщение индивида к социальным нормам, духовной культуре, подготовка его е труду и будущей жизни).

Общество – система деятельности и жизни людей, объединенных территорией проживания, эпохой, традициями и культурой.

Основные сферы жизни общества:

· экономическая (производство, распределение, обмен)

· социальная (система внутреннего устройства общества (социальные группы, нации, народности, страты), основанная на разделении труда, собственности на средства производства и национальном факторе)

· политическая (совокупность учреждений и организаций, которые выражают интересы социальных групп, осуществляют руководство обществом)

· духовная (моральные, религиозные устои, научные теории, художественное творчество и. т. д.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow