Свобода личности. Волюнтаризм и фатализм

Проблема отчуждения личности

Развитие личности невозможно без преодоления всех ее форм отчуждения от общества.

Отчуждение — это социальный процесс, в ходе которого де­ятельность человека вместе с ее результатами превращается в самостоятельную силу, господствующую над ним и враж­дебную ему.

Отчуждение — это в определенной мере фетишизация ре­зультатов деятельности человека. Отчужденный человек становится рабом произведенных им вещей, рабом собственнос­ти и денег. По сути, он превращается в орудие чужих целей. Из его собственной деятельности выхолащивается ее творчес­кое содержание.

Основные причины отчуждения:

• тотальное распространение частной собственности;

• роботизация и компьютеризация производства;

• всевластие бюрократии;

• социальное неравенство и эксплуатация;

• абсолютизация духовных сил человека.

«Снять» отчуждение можно только в таком обществе, где в полной мере осуществляются все права и свободы личности: право на труд и свободу выбора профессии; право на образова­ние и медицинское обслуживание и свободу выбора их форм; право на жилье и нормальную среду обитания; право на свобо­ду мысли, совести, убеждений; право на участие в принятии и реализации решений в сфере производства, политики, культу­ры и т.д.; право свободно избирать и быть избранным в различ­ные органы политической власти; право свободно участвовать в митингах, демонстрациях, собраниях и т.п.

В истории общества есть различное понимание термина «сво­бода». П. Гольбах, например, полагал, что свободы в принципе не существует: «Свобода воли есть химера», — писал он.

Л. Бюхнер считал, что свобода — это свобода человека со свя­занными руками, это свобода птицы в клетке.

С точки зрения Н. Бердяева, свобода есть творчество челове­ка, «созидание ранее небывшего».

Свобода — это специфический способ бытия человека, свя­занный с его способностью выбирать решение и совершать по­ступок в соответствии со своими целями, интересами, идеа­лами и оценками, основанными на осознании им объектив­ных свойств и отношений вещей, закономерностей окружа­ющего мира.

Свобода личности противоположна по своему смыслу «уравниловке», стандартизации общественных отношений, что обезличивает человека. Свобода личности противоположна и про­изволу. Ядро свободы — это выбор, который всегда связан с ин­теллектуальным и эмоционально-волевым напряжением (бре­мя выбора). Но только свобода выбора, обусловленная вариа­тивным характером этой ситуации, порождает ответственность личности за принятое решение и поступки, являющиеся его следствием. Свобода и ответственность — две стороны одного целого — сознательной деятельности человека. Свобода порож­дает ответственность, ответственность направляет свободу (Р. Косолапов). Иными словами, свобода связана с необходимо­стью, которая обусловлена в конечном итоге объективными за­конами бытия.

Абсолютизация необходимости, трактовка всякого действия человека как предопределенного заранее, исключающего всякую возможность выбора и случайности приводят к фатализму.

Пренебрежение же необходимостью, объективными закона­ми исторического процесса, принятие решения, сообразуясь лишь с субъективными оценками и желаниями, являются ос­новой волюнтаризма и ведут к произволу и вседозволенности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: