Проблема отчуждения личности
Развитие личности невозможно без преодоления всех ее форм отчуждения от общества.
Отчуждение — это социальный процесс, в ходе которого деятельность человека вместе с ее результатами превращается в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему.
Отчуждение — это в определенной мере фетишизация результатов деятельности человека. Отчужденный человек становится рабом произведенных им вещей, рабом собственности и денег. По сути, он превращается в орудие чужих целей. Из его собственной деятельности выхолащивается ее творческое содержание.
Основные причины отчуждения:
• тотальное распространение частной собственности;
• роботизация и компьютеризация производства;
• всевластие бюрократии;
• социальное неравенство и эксплуатация;
• абсолютизация духовных сил человека.
«Снять» отчуждение можно только в таком обществе, где в полной мере осуществляются все права и свободы личности: право на труд и свободу выбора профессии; право на образование и медицинское обслуживание и свободу выбора их форм; право на жилье и нормальную среду обитания; право на свободу мысли, совести, убеждений; право на участие в принятии и реализации решений в сфере производства, политики, культуры и т.д.; право свободно избирать и быть избранным в различные органы политической власти; право свободно участвовать в митингах, демонстрациях, собраниях и т.п.
|
|
В истории общества есть различное понимание термина «свобода». П. Гольбах, например, полагал, что свободы в принципе не существует: «Свобода воли есть химера», — писал он.
Л. Бюхнер считал, что свобода — это свобода человека со связанными руками, это свобода птицы в клетке.
С точки зрения Н. Бердяева, свобода есть творчество человека, «созидание ранее небывшего».
Свобода — это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками, основанными на осознании им объективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего мира.
Свобода личности противоположна по своему смыслу «уравниловке», стандартизации общественных отношений, что обезличивает человека. Свобода личности противоположна и произволу. Ядро свободы — это выбор, который всегда связан с интеллектуальным и эмоционально-волевым напряжением (бремя выбора). Но только свобода выбора, обусловленная вариативным характером этой ситуации, порождает ответственность личности за принятое решение и поступки, являющиеся его следствием. Свобода и ответственность — две стороны одного целого — сознательной деятельности человека. Свобода порождает ответственность, ответственность направляет свободу (Р. Косолапов). Иными словами, свобода связана с необходимостью, которая обусловлена в конечном итоге объективными законами бытия.
|
|
Абсолютизация необходимости, трактовка всякого действия человека как предопределенного заранее, исключающего всякую возможность выбора и случайности приводят к фатализму.
Пренебрежение же необходимостью, объективными законами исторического процесса, принятие решения, сообразуясь лишь с субъективными оценками и желаниями, являются основой волюнтаризма и ведут к произволу и вседозволенности.