ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА, ОТРАСЛЕВОЙ СОСТАВ И РАЗМЕЩЕНИЕ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА УКРАИНЫ
3.1. Тяжелое машиностроение имеет низкую трудоемкость, высокую материалоемкость, ориентировано на сырье и потребителя и выпускает крупногабаритную продукцию небольшими партиями. Включает производство:
· горношахтного оборудования (сосредоточено в Донецке, Харькове, Горловке, Луганске, Ясиноватой и др.);
· металлургического оборудования (в Краматорске, Мариуполе, Днепропетровске и др);
· оборудования для нефте- и газодобычи (в Черновцах, Дрогобыче, Харькове, Конотопе);
· энергетического оборудования (в Харькове).
3.2. Станкостроение – базовая отрасль машиностроения, определяющая уровень НТП в стране. Поэтому до 75% мирового станкостроения сосредоточено в наиболее развитых странах мира (Японии, Германии, США, Швейцарии, Франции и Италии).
Основными центрами станкостроения остаются: Краматорск, Харьков, Днепропетровск (тяжелые станки), а также Киев, Житомир, Львов (станки-автоматы), Харьков (агрегатные станки).
В Украине производство станков за годы независимости резко сократилось (табл. 9.1).
Таблица 9.1.
Производство некоторых видов станков в Украине, тыс. шт.
| Наименование изделия | |||||
| Верстаки металлорежущие | 1,4 | 0,3 | 0,8 | ||
| Верстаки деревообрабатывающие | 1,4 | 3,5 | 1,4 | ||
| Кузнечно-прессовые машины | 1,4 | 0,4 | 0,1 | 0,05 |
3.3. Точное машиностроение – специализируется на выпуске электро- и радиоизмерительных приборов, оптических устройств, бытовой электроники, ВТ, АСУ и т.д. Эта отрасль отличается минимальной металлоемкостью и ориентирована на наличие научно-исследовательской базы и высококвалифицированных кадров. Центрами точного машиностроения в Украине являются: Киев, Харьков, Днепропетровск, Запорожье, Львов, Тернополь, Одесса, Донецк, Черкассы, Симферополь.
В настоящее время многие предприятия занимаются сборкой изделий из деталей, поступающих из других стран (табл. 9.2).
Таблица 9.2.
Производство бытовой электроники в Украине, тыс. шт.
| Виды продукции | |||||
| ПК | 38 (2004) | н. д. | |||
| Телевизоры | |||||
| Холодильники | |||||
| Стиральные машины | |||||
| Пылесосы | н. д. |
3.4.1. Автомобилестроение (легковое, грузовое и автобусостроение) является отраслью, определяющей уровень экономического развития страны, одним из основных потребителей достижений НТП, побудителем развития науки и техники и роста квалификации рабочих кадров. И хотя Украина имеет хорошие предпосылки для развития автомобилестроения (в стране налажено производство металла, развито производство шин и пластмасс, имеется достаточное количество квалифицированных кадров и наблюдается постоянный рост спроса на готовую продукцию), эта отрасль пока не является ключевой отраслью экономики (до 2-4% ВВП).
В настоящее время в Украине функционируют около 100 предприятий, выпускающих легковые и грузовые автомобили, спецавтотехнику, автомобили повышенной проходимости, автобусы, мотоциклы, комплектующие и запчасти. Также отечественные предприятия занимаются т. н. "отверточной" сборкой авто известных зарубежных марок (табл. 9.3).
Таблица 9.3.
Основные производители автомобилей и автобусов в Украине,
их ассортимент и объемы производства в 2003 г.
| Предприятие | Продукция | Персонал | Объем впуска автомобилей | |||
| происхождением из Украины, шт. | уд. вес, % | "отверточная" сборка, шт. | уд. вес, % | |||
| Кременчугский автосборочный завод (КрАСЗ) | Легковые (ГАЗ, ВАЗ, УАЗ) | |||||
| "Еврокар" | Легковые Skoda, Volkswagen | |||||
| Луцкий автозавод (ЛуАЗ) | Легковые (ВАЗ, УАЗ, ЛуАЗ) | |||||
| "Черкасский автобус" | Автобусы "Богдан" | |||||
| Запорожский автомобилестроительный завод (ЗАЗ) | Легковые ("Таврия", "Славута", "Сенс", "Ланос", "Опель-Астра", ВАЗ | |||||
| Львовский автобусный завод (ЛАЗ) | Автобусы ЛАЗ | |||||
| "АвтоКрАЗ" | Грузовые автомобили КрАЗ |
Более 40% авторынка Украины принадлежит корпорации "УкрАвто" (основной производитель легковых автомобилей – Запорожский автозавод ("Авто-ЗАЗ") и его дочерние предприятия, выпускающие автомобили ЗАЗ, ВАЗ, Чери, Деу, Шевроле, Опель и Мерседес-бенц).
До 20% авторынка принадлежит корпорации "АИС". На Кременчугском автосборочном заводе (КрАСЗ) собираются легковые автомобили ВАЗ и несколько марок грузовых.
Следом идет корпорация "Богдан" – в нее входят Луцкий ("ЛуАЗ"), "Черкасский автобус" и "Богдан Спецавтотехника", где собирают легковые ВАЗ, КИА и Хюндай, а также грузовики и автобусы.
До 5% рынка закрепил за собой Атолл Холдинг: на заводе Еврокар (Закарпатская обл.) выпускают автомобили Шкода, Фольксваген и Сеат.
Что касается автобусов, то главным производителем является Львовский автобусный завод (ЛАЗ) – крупнейшее предприятие на территории СНГ, проектная годовая мощность которого составляет 16 тыс. автобусов в год. Однако до 70% узлов и деталей для этой марки производятся за пределами Украины (табл. 10.4).
На выпуске крупнотоннажных грузовых машин (бортовых, самосвалов, тягачей, лесовозов) специализируется предприятие в Кременчуге "КрАЗ", которое полностью закрывает потребности Украины в автомобилях этого класса. Базовая модель – КрАЗ-6510 грузоподъемностью до 13,5 тонн.
Несомненно положительным моментом является то, что в Украине (во Львове, Днепропетровске и Киеве) было налажено собственное производство троллейбусов с мощностями для производства до 800 единиц в год. Однако объемы их выпуска пока незначительны (табл. 9.4), хотя потребность страны составляет около 1 тыс. машин в год.
Таблица 9.4.
Динамика изготовления автомобилей по видам, тыс. шт.
| Виды продукции | |||||
| Легковые автомобили | |||||
| Грузовые автомобили | 6,5 | ||||
| Автобусы | |||||
| Троллейбусы | – | – | – | 0,06 | 0,07 |
3.4.2. Локомотивостроение ( привязано к металлургическим базам).
В Украине налажено собственное производство:
· тепловозов (в Луганске и Харькове);
· промышленных электровозов (в Днепропетровске);
· вагонов (в Днепродзержинске, Кременчуге, Стаханове);
· вагонов-цистерн (в Мариуполе);
· трамваев (в Луганске, Днепропетровске).
3.5. Судостроение (морское и речное).
Удельный вес Украины составляет всего 0,5% от мирового производства (15 место), хотя ей досталась имеет высокоразвитая судостроительная отрасль, которая выпускала до 40% (по количеству) всех судов бывшего СССР. На территории Украины имеются крупные судостроительные и судоремонтные заводы: в Херсоне, Киеве, Севастополе, Керчи, Одессе, Мариуполе и др. Главным центром еще со времен Российской империи является Николаев, где функционируют 3 судостроительных предприятия.
3.6. Сельскохозяйственное машиностроение традиционно занимало одно из едущих мест в структуре машиностроительного комплекса Украины. Отрасль ориентирована на потребителя и её размещение связано с зональной специализацией сельского хозяйства. В Украине имеется ряд крупных специализированных предприятий по производству:
· тракторов (в Харькове и Днепропетровске (колесные тракторы));
· хлебо- и кукурузоуборочных комбайнов (в Херсоне);
· свеклоуборочных комбайнов (в Днепропетровске и Тернополе);
· сеялок (в Кировограде);
· тракторных плугов (в Одессе);
· оборудования для животноводства (в Бердянске)
· деталей и агрегатов (в Киеве, Виннице, Донецке, Луганске, Мелитополе и др.).
Сельскохозяйственное машиностроение наиболее сильно пострадало в результате кризиса 90-х годов (табл. 9.5), и до настоящего времени ситуация не улучшается.
Таблица 9.5.
Производство сельскохозяйственных машин, тыс. шт.
| Вид продукции | ||||||||||
| Тракторы | 10,4 | |||||||||
| Сеялки | ||||||||||
| Зерноуборочные комбайны | н.д. | н.д. | н.д. | н.д. | н.д. | н.д. | н.д. | н.д. | 0,3 | 0,1 |
| Свеклоуборочные Комбайны | н.д. | н.д. | н.д. | н.д. | н.д. | 0,4 | 0,1 | 0,09 | 0,09 |
Чтобы хоть как-то поддержать производителей отечественной сельхозтехники, правительство ввело дополнительно13%-ный налог на почти весь импорт сельхозтехники, делая завоз значительной её части невыгодным. Кроме того, с 2009 г. введен запрет на импорт сельхозмашин, аналоги которой производятся в Украине.
3.7. Авиакосмическая отрасль является важнейшим показателем технического потенциала страны.Украина, несмотря на экономические трудности, способна в одиночку разрабатывать и производить конкурентоспособную авиакосмическую технику, используя потенциал накопленный в Советском Союзе и современные наработки.
Однако, сегодня по объемам производства авиапродукции Украина занимает лишь 90-е место в мировом рейтинге с частицей 0,1% мирового выпуска.
В настоящее время авиационная промышленность Украины представлена 40 предприятиями с центрами в Киеве, Харькове и Запорожье.
В Киеве располагаются научно-технический комплекс им. Антонова, который является одним из сильнейших разработчиков авиатехники на всей территории СНГ (это оценка генерального директора авиа комплекса им. Илюшина В. Ливанова) и завод "Авиант". В 2009 г. эти предприятия объединились с целью совместного выхода из кризиса. Предприятие специализируется на выпуске самолетов марки Ан. Наиболее известными в мире стали Ан-124 и Ан-225. Сейчас главным приоритетом на обновленном предприятии станут региональные самолеты нового поколения Ан-148 и Ан-158.
Харьковский авиазавод и КБ специализируется на выпуске регионального пассажирского Ан-140 и военно-транспортных Ан-72 и Ан-74.
Запорожское предприятие "Мотор-Січ" выпускает двигатели, которые используют на самолетах во многих странах мира.
В последние годы вопрос развития авиационной промышленности Украины стоит особенно остро. Так, за период с 1999 по 2004 гг. авиапромышленность Украины поставила заказчикам только немногим более 20 самолетов. И хотя была принята Программа развития авиационной промышленности сроком до 2010 г., предусматривающая выделение средств на развитие авиастроения, но для того, чтобы отрасль могла успешно конкурировать с мировыми лидерами и динамично развиваться, но эти копейки едва позволяют сводить концы с концами.
Что касается космической отрасли, то на сегодняшний день она является одной из ключевых отраслей национальной экономики, которая обеспечивает разработку и выпуск конкурентоспособной продукции. В её состав входят около 30 предприятий с центрами в Днепропетровске (знаменитое на весь мир КБ "Южное" им М.Янгеля и ПО "Южмаш"), Киеве и Харькове.
На нескольких зарубежных космодромах (Байконур, Плесецк, Си Лонч) эксплуатируется несколько украинских ракетно-космических комплексов: "Циклон", "Зенит" и "Днепр".
3.8. Производство вооружения (ВПК) – также одна из наиболее дорогостоящих, но и наиболее прибыльных отраслей машиностроения.
После распада Советского Союза к Украине отошла приблизительно 1/3 ВПК СССР. На момент провозглашения независимости ВПК Украины насчитывал более 3,5 тыс. предприятий, около 140 НИИ и 3 млн. занятых. Основная часть производства была сконцентрирована на 30 крупных предприятиях (в Киеве, Днепропетровске, Харькове, Симферополе и др.). Предприятия ВПК Украины специализировались на выпуске военных самолетов и судов, бронетанковой техники, радиотехнических систем. Такой мощный ВПК после распада СССР стал весьма обременительным для Украины. В 90-х годах госзаказы и его финансирование практически прекратились. Встал вопрос о проведении конверсии – частичного перепрофилирования военного производства на гражданское.
Были разработаны более 500 программ конверсии, а в качестве приоритетов названы производство сельхозтехники, оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности, товаров народного потребления. Но из-за специфики технологических процессов и особенностей оборудования предприятия ВПК тяжело поддавались реконструкции. Непродуманная конверсия нанесла ВПК непоправимый ущерб и привело к подрыву военно-экономической безопасности страны. Только количество работающих в отрасли (а это высококвалифицированные рабочие и научные кадры) уменьшилось более чем в 7 раз, прекращена значительная часть НИОКР. Это во многом стало причиной сокращения ВВП и значительных экономических потерь для государства.