Отрасль машиностроения и его структура

Отрасль – совокупность предприятий, объединений, характеризующихся единством экономического назначения производимой продукции, однородностью потребляемого сырья и материалов, общностью технической базы и технологических процессов, особым профессиональным составом кадров и специфическими условиями работы.

Под промышленным комплексом понимается совокупность определенных групп отраслей, для которых характерны выпуск продукции или выполнение работ, услуг (машиностроительный, военно-промышленный, топливно-энергетический).

Машиностроительный комплекс в России является ведущим среди межотраслевых комплексов. Это обусловлено несколькими причинами:

1. Машиностроительный комплекс – крупнейший из комплексов; на его долю приходится около 20% производимой продукции всех работающих в России. Машиностроение характеризуется более крупными размерами предприятий, чем промышленность в целом. Предприятия Машиностроения обладают большей фондоемкостью, трудоемкостью продукции.

2. Машиностроение создает машины и оборудование, применяемое повсеместно, т.е. Машиностроение представляет собой катализатор научно-технического прогресса, на основе которого осуществляется техническое перевооружение всех отраслей народного хозяйства.

Под отраслевой структурой машиностроения понимается состав отраслей, входящих в машиностроительную промышленность и их доля в общем объеме машиностроительного производства.

В настоящее время в структуре машиностроения насчитывается 19 самостоятельных отраслей, куда входят свыше 100 специализированных подотраслей и производств. Основные отрасли: Тяжелое, Энергетическое, Транспортное, Электротехническая промышленность, Станкостроительная и инструментальная промышленность, Машиностроение для легкой и пищевой промышленности, Приборостроение, Химическое и нефтяное, Автомобильная промышленность, Тракторное и с/х машиностроение и др.

Отраслевая структура машиностроения все время находится в движении. На нее влияют следующие факторы:

1. ускорение НТП

2. экономическая политика государства

3. уровень культуры и материального благосостояния народа

4. плановая отраслевая структура капитальных вложений, финансируемых из госбюджета.

Машиностроению России в последнее время присуща опережающее снижение производства наиболее прогрессивной техники. В результате можно полностью утратить накопленный за предыдущие годы технологический потенциал, хотя и недостаточно качественный, но все же имеющий принципиальное значение для дальнейшего функционирования экономики. Распад единого машиностроительного комплекса СССР на отдельные республиканские блоки резко обострил проблемы машиностроения России, т.к. одновременно распались внешнеэкономические связи в области торговли машинами и оборудованием. Структура конечной продукции отечественного машиностроения на рубеже последних десятилетий отличалась «утяжеленностью» и высокой степенью милитаризации (наращивание военной мощи).

Главной целью развития машиностроения является трансформация его в совокупность хозяйствующих субъектов, гибко реагирующих на изменение конъюнктуры рынка, способных производить конкурентоспособную технику и на этой основе обеспечить процессы модернизации технической базы промышленности и собственного производства и роста его объемов, опережающими по сравнению с другими отраслями промышленности темпами.

На ближайшие 1-2 года тезисно можно обозначить следующие приоритеты в развитии машиностроения:

1. производство предметов потребления (простейшая бытовая техника и бытовое электрооборудование на собственной элементной базе)

2. поддержка отечественного автомобилестроения

3. воссоздание системы оптовой торговли отечественными товарами через коммерческие структуры

4. государственные гарантии лизинга станков, локомотивов, гражданских самолетов, с/х-ых машин и энергогенераторов для поддержания электрических систем, электростанций, ж/д-го транспорта и парка гражданской авиации.

Для реализации структурно-инвестиционной политики страны необходимо сконцентрировать на приоритетных направлениях значительные средства. Однако по некоторым оценкам инвестиционная привлекательность машиностроения в целом не высока, в то время как рейтинг отраслей с экспортно-сырьевой направленностью находится на высоком уровне.

Вместе с тем, масштабное привлечение средств частных инвесторов в такие подотрасли, как с/х-ое машиностроение и машиностроение для переработки с/х-ой продукции в ближайшее время маловероятно. Поэтому нагрузка по поддержанию жизнеспособности машиностроения для базовых отраслей народного хозяйства ложится на плечи государства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: