Железнодорожный транспорт Украины

РОЛЬ ТРАНСПОРТА В ЭКОНОМИКЕ УКРАИНЫ

ТЕМА 14. ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС УКРАИНЫ

Транспорт – отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов.

Транспортный комплекс имеет особое значение для экономики страны, т.к. он принимает участие в создании продукции и доставке её потребителям, поддерживает связь между производителями и потребителями, между отраслями, регионами и странами. В Украине на долю транспорта приходится до 13% стоимости основных фондов в национальной экономике и создается до 7% ВВП Украины. Все различные виды транспорта, несмотря на административно-хозяйственную самостоятельность, находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости и образуют единую транспортную систему страны. Для Украины потребность в высокоразвитой транспортной системе еще более усиливается в связи с курсом на интеграцию в европейскую и мировую экономику. Более того, транзитное положение Украины – одна из немногих черт привлекательности национального рынка для зарубежных инвесторов и производителей.

Единая транспортная система Украины включает в себя следующие виды транспорта:

(1)наземный (железнодорожный, автомобильный, трубопроводный);

(2) водный (морской, речной);

(3) воздушный.

Основными показателями работы всех видов транспорта являются грузооборот (произведение количества перевезенного груза на расстояние перевозки, измеряется в т·км) и пассажирооборот (соответственно, произведение количества перевезенного пассажиров на расстояние перевозки, измеряется в пассажиро·км).

В Украине развиваются все виды транспорта. Удельный вес отдельных видов транспорта в перевозке грузов представлен в табл. 14.1. Количество перевезенных пассажиров отражено в табл. 14.2.

Таблица 14.1.

Удельный вес отдельных видов транспорта в перевозке грузов, %

Виды транспорта          
Наземный          
Железнодорожный 15 14 23 25 24
Автомобильный 78 74 61 62 66
Трубопроводный 5 10 15 12 9
Водный          
Морской 1 1 0 0 0
Речной 1 1 1 1 0
Авиационный          

Таблица 14.2.

Перевозка пассажиров по видам транспорта, млн. человек

Вид транспорта          
Наземный          
Железнодорожный 669 577 499 445 427
автомобильный(автобусы) 8331 3483 2557 3837 3726
Трамвайный 2007 822 1381 1111 714
Троллейбусный 3232 1359 2582 1903 1204
Метрополитенный 678 561 754 887 760
Водный          
Морской 26 8 4 11 7
Речной 19 4 2 2 1
Авиационный          

На территории Украины в 1861-65 гг. было введено в эксплуатацию сразу три железные дороги: Львов-Перемышль; Одесса-Балта; Грушевско-Донецкая. К 1913 году эксплуатационная длина железных дорог Украины уже составляла 16 тыс. км.

После победы Советской власти развитие железных дорог в Украине получило новый импульс. В довоенные годы основные объемы строительства новых железных дорог и реконструкции действующих осваивались по на направлениям Донбасс-Центр СССР и Донбасс-Криворожье, что соответствовало экономической политике первых пятилеток, нацеленной на индустриализацию страны.

После войны начался ускоренный перевод железнодорожного транспорта Украины на прогрессивные методы тяги – электровозную и тепловозную. В 1957 г. выпуск паровозов в стране был прекращен.

В настоящее время эксплуатационная длина железных дорог Украины составляет почти 22 тыс. км. Из них 35% – двух- или многопутные. Территориально железнодорожный транспорт разделен на 6 железных дорог: Юго-Западную (центр – Киев), Львовскую, Южную (Харьков), Донецкую (ее протяженность - почти 3 тыс. км), Приднепровскую и Одесскую.

Средняя плотность железнодорожных путей в Украине – 36 км на 1 тыс. км2 (для сравнения – в Европейской части России – 15 км). Что касается Донецкого региона, то на каждую 1 тысячу км2 в Донецкой области приходится 61 км железных дорог. Наименьшая плотность – в Херсонской области – 16 км.

Железные дороги – наиболее рентабельный вид транспорта для перевозок: каменного угля, руды, песка, сельскохозяйственной и лесной продукции на дальние расстояния. Поэтому с его помощью в последние годы перевозится до 25% всех грузов.

Значительной проблемой развития железнодорожного транспорта Украины являетсявысокая степень изношенности основных фондов, устаревание инфраструктуры, неэлектрифицированность почти половины колеи, частичное использование деревянных шпал, несовпадение ширины украинской колеи европейской. Если рассматривать пассажирские перевозки, то проблемы заключаются в отсутствии надлежащего сервиса, низком санитарном уровень вагонов, отсутствии элементарных удобств и т.п..

В настоящее время (2009 г.) Украина располагает 2,6 тыс. тепловозами, 1,9 тыс. электровозами, 52 паровозами, 132 тыс. грузовыми и 8 тыс. пассажирскими вагонами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: