МОРСКОЙ ТРАНСПОРТ
Главным достоинством морского транспорта является его дешевизна и готовые природные пути, а недостатком -низкая скорость доставки.
Развитию морского транспорта в Украине способствует наличие связанных между собой Черного и Азовского морей, которые практически не замерзают. Общая длина морской береговой линии Украины – более 2000 км.
После развала СССР Украине достались 3-и крупные судоходные компании:
(1) Черноморское морское пароходство. Порты Одессы и Ильичевска осуществляют наибольшее количества международных перевозок (нефть, уголь, хлебные грузы, сахар, цитрусовые и т.д.). Порты Херсона и Николаева специализируются на грузоперевозках (железные и марганцевые руды, стройматериалы). К сожалению, это крупнейшее в Союзе и одно из крупнейших в мире морских пароходств было практически уничтожено за последние 20 лет.
(2) Азовское морское пароходство. Крупнейшие порты – Мариуполь, Бердянск и Керчь, через которые осуществляются как международные перевозки, так и внутренние (т. н. каботажные).
(3) Украинско-Дунайское морское пароходство (Измаил, Рени) служит для связей со странами Европы, в которые экспортируются уголь, руда, цемент, сахар и другие товары.
Всего же Украина располагает 18 морскими портами (из них 17 осуществляют как грузо- так и пассажироперевозки).
На сегодняшний день Украина располагает до 1,1 тыс. морских судов (но в эти статистические данные почему-то с 2001 г. включены суда, которые не пригодны к эксплуатации, что не позволяет говорить о реальном потенциале морского флота Украины). Подавляющая часть этих судов малотоннажные. Среднее водоизмещение украинских судов в 3-5 раз меньше аналогичного показателя в развитых странах. Средний возраст украинских судов превышает 15 лет. Флот следует обновить, и потребности Украины составляют около 120 новых судов большой грузоподъемности (это не считая танкеров и метановозов) и более 10 пассажирских суден.
В Украине широкое развитие речной транспорт получил после строительства каналов, связавших её реки между собой, а также с водными артериями других стран (Белоруссии и Польши).
Общая длина судоходных рек в Украине – 4,4 тыс. км. Самая длинная внутренняя водная артерия – Днепр (1,2 тыс. км) с притоками Десна и Припять. Кроме того, известны реки Днестр, Южный Буг, Северский Донец, Дунай. Общая длина судоходных речных путей общего пользования – более 2 тыс. км. Существенным недостаткомречного транспорта в Украине является сезонность перевозок. Крупные речные порты: Киев, Черкассы, Кременчуг, Днепропетровск, Запорожье, Херсон, Николаев, Измаил.
Речной транспорт является недорогим и удобным для перевозятся строительных материалов, угля, руды, продукции АПК. Но в настоящий момент в Украине по показателям грузо- и пассажирооборота этот вид ненамного опережает морской и составляет менее 1% перевозок Украины.
Всего в Украине имеется в наличии 2,1 тыс. речных судов (но это опять с учетом непригодных к эксплуатации). Также, как в случае с морским транспортом, в речном имеет место значительный физический и моральный износ судов и погрузочно-разгрузочного оборудования, недостаток судов типа "река-море".