МОРФОЛОГИЯ
Межбровье
Сегодня
Выход
Бегуньи
Безграничность
- сущ.
- производ.
- мотивировано основой прил. безграничн ый
- при пом. суф. отвлеч. сущ. –ость, способ образования морфемный, суффиксальный
- безграничн ость ¬ безграничн ый
- Сущ. в f Им.п., мн.ч. или Род.п. едч. Начальная форма — бегунья
- производ.
- образовано от сущ. бегун
- при пом. суф. j (со Z «лицо женского пола»), способ образования — морфемный, суффиксальный
- бегунь j а ¬ бегун
- сущ.
- производ.
- образовано от основы глагола выход
ить - при пом. Ø со Z опредмеченного действия, способ образования — морфемный, суффиксальный
- выход Ø ¬ выход
ить
- нареч.
- произв.
- образовано от словосочетания мест + сущ.: сегодня
- неморфемный способ образования, лексико-синтаксический
- сегодня ¬ сего дня
- сущ.
- производн.
- мотивировано основой сущ. бровь
- образовано при пом. приставки меж- и суффикса –j-, морфемный способ образования, приставочно-суффиксальный
- меж бровь j е ¬ бровь
Рекомендуемая литература:
|
|
- Виноградов В. В. Русский язык: Грамматическое учение о слове. М., 1972 (или любое другое издание).
- Современный русский язык / Под ред. В.А.Белошапковой. М., 1989 (или любое другое издание).
- Шанский Н. М., Тихонов А.Н. Словообразование. Морфология // Современный русский язык: В 3 ч. М., 1987. Ч. 2. (в библиотеке ОЗО)
- Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: В 3 ч. /Под ред. Е.И. Дибровой. Ростов-н/Д., 1997. (либо в 2 тт.)
- Современный русский язык / Под ред. Л.А. Новикова. СПб., М., Краснодар, 2003.
- Русский язык: Уч-к для пед. вузов / Род ред. Л. Л. Касаткина. М.: 2004 (для учителей начальных классов, хороший, но краткий учебник).
- Краткая русская грамматика / Под ред. Н. Ю.Шведовой и В. В. Лопатина. М., 2002 (или любое другое издание).
Лекция 1. МОРФОЛОГИЯ КАК ГРАММАТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ О СЛОВЕ
План:
- Предмет морфологии. Ее место в грамматике и среди др. дисциплин.
- Грамм. значения и средства их выражения в РЯ.
- Грамм. форма слова
- Понятие парадигмы. Типы парадигм.
- Грамм. категории.
Термин морфология как название научной дисциплины употребляется в русском языке со 2 половины ХIХ века — morphē и logos (греч.) — «учение о слове».
Морфология изучает части речи или лексико-грамматические классы слов (это объем науки), грамматические категории и систему форм слова.
Для правильного понимания морфологии надо знать, что морфология — это часть грамматики. Второй частью грамматики является синтаксис.
Грамматика в зависимости от целей и задач м.б. представлена в разных аспектах:
а) НАУЧНАЯ грамматика, она может быть разнородной:
1) теоретическая сосредоточена на сложных, нерешенных, общетеоретических проблемах науки о языке. Описывается грамматич. строй языка на основе какой-либо одной теории, напр. ВВВ «Грамматическое учение о слове»;
|
|
2) историческая грамматика описывает грамматический строй в его развитии;
3) описательная грамматика ставит целью дать полную характеристику грамматического строя языка и придерживается строгих норм (напр., «Академ. грам. СРЛЯ — 1970»).
4) описательно-нормативная, кроме описания грамматики приводит и варианты норм. Такова «РG — 1980».
Это традиционные грамматики: они рассматривают грамматику в системе, постепенно: сущ., прил. и т.д.
б) В последние десятилетия активно развивается ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ грамматика. В русском языкознании основоположник функциональной грамматики — Александр Владимирович Бондарко, проф. СпбГУ. Материал функциональной грамматики классифицируется на базе морфологических категорий, но анализ проводится путем функционально-семантических полей (напр., функционально-семантическое поле темпоральности изучает категорию времени) с привлечением лексического окружения и синтаксических категорий.
Ср.:
В традиционной Gке — f прош. вр. сидел образована от основы инф. сиде ть при пом. суф. –л-
В функциональной Gке — Летними вечерами я обычно сидел на скамье (это повторяемость в прошлом).
Это очень интересная грамматика, но до конца еще не изученная.
в) Этим двум грамматикам противостоит ШКОЛЬНАЯ Gка. Создание школьной грамматики — вещь очень сложная. Необходимо учитывать достижения научной грамматики и возрастные особенности школьников.
Полностью следует за наукой учебник Владимира Владимировича Репкина (он очень труден, много теории, мало практики). Наиб. распространены учебники под ред. Бабайцевой и Чесноковой.
Морфология тесно связана с другими дисциплинами:
· прежде всего с синтаксисом. МЛ изучает формы слов, которые являются строительным материалом для словосочетаний и предложений. Формы слов выражают различные отношения между словами. В синтаксис попадает одна из форм. Изучение типов предложений (безличные, определенно-личные, неопределенно-личные, инфинитивные и т.д.) основано на знании о формах.
· с историч. грамматикой (любая часть речи расматривается в развитии)
· со словообразованием через систему ЧР.
· Морфология — это основа правописания (в какой части слова и в какой части речи — ошибка).
Центральными понятиями морфологии являются понятия о морфол. категориях, грамматических значениях и грамм. формах.