Предмет морфологии. Ее место в грамматике и среди др. дисциплин

МОРФОЛОГИЯ

Межбровье

Сегодня

Выход

Бегуньи

Безграничность

  1. сущ.
  2. производ.
  3. мотивировано основой прил. безграничн ый
  4. при пом. суф. отвлеч. сущ. –ость, способ образования морфемный, суффиксальный
  5. безграничн ость ¬ безграничн ый
  1. Сущ. в f Им.п., мн.ч. или Род.п. едч. Начальная форма — бегунья
  2. производ.
  3. образовано от сущ. бегун
  4. при пом. суф. j (со Z «лицо женского пола»), способ образования — морфемный, суффиксальный
  5. бегунь j а ¬ бегун
  1. сущ.
  2. производ.
  3. образовано от основы глагола выходи ть
  4. при пом. Ø со Z опредмеченного действия, способ образования — морфемный, суффиксальный
  5. выход Ø ¬ выходи ть
  1. нареч.
  2. произв.
  3. образовано от словосочетания мест + сущ.: сегодня
  4. неморфемный способ образования, лексико-синтаксический
  5. сегодня ¬ сего дня
  1. сущ.
  2. производн.
  3. мотивировано основой сущ. бровь
  4. образовано при пом. приставки меж- и суффикса –j-, морфемный способ образования, приставочно-суффиксальный
  5. меж бровь j е ¬ бровь

Рекомендуемая литература:

  1. Виноградов В. В. Русский язык: Грамматическое учение о слове. М., 1972 (или любое другое издание).
  2. Современный русский язык / Под ред. В.А.Белошапковой. М., 1989 (или любое другое издание).
  3. Шанский Н. М., Тихонов А.Н. Словообразование. Морфология // Современный русский язык: В 3 ч. М., 1987. Ч. 2. (в библиотеке ОЗО)
  4. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: В 3 ч. /Под ред. Е.И. Дибровой. Ростов-н/Д., 1997. (либо в 2 тт.)
  5. Современный русский язык / Под ред. Л.А. Новикова. СПб., М., Краснодар, 2003.
  6. Русский язык: Уч-к для пед. вузов / Род ред. Л. Л. Касаткина. М.: 2004 (для учителей начальных классов, хороший, но краткий учебник).
  7. Краткая русская грамматика / Под ред. Н. Ю.Шведовой и В. В. Лопатина. М., 2002 (или любое другое издание).

Лекция 1. МОРФОЛОГИЯ КАК ГРАММАТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ О СЛОВЕ

План:

  1. Предмет морфологии. Ее место в грамматике и среди др. дисциплин.
  2. Грамм. значения и средства их выражения в РЯ.
  3. Грамм. форма слова
  4. Понятие парадигмы. Типы парадигм.
  5. Грамм. категории.

Термин морфология как название научной дисциплины употребляется в русском языке со 2 половины ХIХ века — morphē и logos (греч.) — «учение о слове».

Морфология изучает части речи или лексико-грамматические классы слов (это объем науки), грамматические категории и систему форм слова.

Для правильного понимания морфологии надо знать, что морфология — это часть грамматики. Второй частью грамматики является синтаксис.

Грамматика в зависимости от целей и задач м.б. представлена в разных аспектах:

а) НАУЧНАЯ грамматика, она может быть разнородной:

1) теоретическая сосредоточена на сложных, нерешенных, общетеоретических проблемах науки о языке. Описывается грамматич. строй языка на основе какой-либо одной теории, напр. ВВВ «Грамматическое учение о слове»;

2) историческая грамматика описывает грамматический строй в его развитии;

3) описательная грамматика ставит целью дать полную характеристику грамматического строя языка и придерживается строгих норм (напр., «Академ. грам. СРЛЯ — 1970»).

4) описательно-нормативная, кроме описания грамматики приводит и варианты норм. Такова «РG — 1980».

Это традиционные грамматики: они рассматривают грамматику в системе, постепенно: сущ., прил. и т.д.

б) В последние десятилетия активно развивается ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ грамматика. В русском языкознании основоположник функциональной грамматики — Александр Владимирович Бондарко, проф. СпбГУ. Материал функциональной грамматики классифицируется на базе морфологических категорий, но анализ проводится путем функционально-семантических полей (напр., функционально-семантическое поле темпоральности изучает категорию времени) с привлечением лексического окружения и синтаксических категорий.

Ср.:

В традиционной Gке — f прош. вр. сидел образована от основы инф. сиде ть при пом. суф. –л-

В функциональной Gке — Летними вечерами я обычно сидел на скамье (это повторяемость в прошлом).

Это очень интересная грамматика, но до конца еще не изученная.

в) Этим двум грамматикам противостоит ШКОЛЬНАЯ Gка. Создание школьной грамматики — вещь очень сложная. Необходимо учитывать достижения научной грамматики и возрастные особенности школьников.

Полностью следует за наукой учебник Владимира Владимировича Репкина (он очень труден, много теории, мало практики). Наиб. распространены учебники под ред. Бабайцевой и Чесноковой.

Морфология тесно связана с другими дисциплинами:

· прежде всего с синтаксисом. МЛ изучает формы слов, которые являются строительным материалом для словосочетаний и предложений. Формы слов выражают различные отношения между словами. В синтаксис попадает одна из форм. Изучение типов предложений (безличные, определенно-личные, неопределенно-личные, инфинитивные и т.д.) основано на знании о формах.

· с историч. грамматикой (любая часть речи расматривается в развитии)

· со словообразованием через систему ЧР.

· Морфология — это основа правописания (в какой части слова и в какой части речи — ошибка).

Центральными понятиями морфологии являются понятия о морфол. категориях, грамматических значениях и грамм. формах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: