Грамматика

Слог

1. Фонологический и фонетический слог

2. Фонетическая структура слога

3. Теории слога

1. Слогом называется сочетание гласного с одним или несколькими согласными, которые составляют определенную звуковую единицу.

2 подхода к определению слога.

При фонетическом подходе общим признаком, объединяющим гласный и окружающие его согласные в один слог, считается некоторое фонетическое свойство.

При фонологическом подходе считается, что гласный и согласный объединяются в слог благодаря существующим в данном языке правилам сочетания фонем.

Обычно сочетание этих правил строится на материале односложных слов, которые как бы реализуют все возможные типы сочетаний гласного с согласным. Например,

всплескчерств

FFESV VSFEF

Если в абсолютном начале и в абсолютном конце возможны четыре согласных, то «идеальная» модель фонологического слога может быть представлена FFESVSFEF, где V – вершина, центр фонологического слога, а каждый из согласных занимает место в соответствии с правилами, установленными при анализе фонемного состава односложных слов. Все реально встречающиеся сочетания сравниваются с такими моделями (их в каждом языке может быть несколько). Так, в слове плеск начальное сочетание характеризуются двумя незаполненными позициями: FFESV, а конечное – также двумя, но расположенными иначе: VSFEF.

Таким образом, в слове плеск представлена неполная FFESVSFEF модель сочетаемости.

Необходимость изучения законов сочетаемости фонем в пределах значимых единиц не подлежит сомнению, однако эти законы не могут быть определены только на основе использования понятия о фонологическом слоге. Дело в том, что только в случае односложных слов границы слога, то есть его начало и конец, ясны. Как только мы обращаемся к многосложным словам, границы «фонологического слога» приходится определять уже на основе совсем других критериев: так, в двусложном слове плеска первый слог кончается гласным, а не сочетанием согласных, которые полностью «уходит» в следующий слог: пле-ска.

Слогоделение чаще всего осуществляется не на основе правил сочетаемости фонем в односложных словах, а на основе разнообразных фонетических правил (об этом ниже).

Таким образом, целесообразно исследовать сочетаемость фонем как в пределах значимых единиц (слово или морфема), так и в пределах слога, однако границы слога нужно определять на основе фонетических критериев, то есть изучать фонетическую природу слога.

2. Абсолютная (каноническая) модель слога существует в слоговых языках. Эта модель включает в себя 4 элемента:

- начальный слоговой согласный (инициаль),

- неслоговой гласный (медиаль)

- слогообразующий гласный (централь)

- завершающий элемент (терминаль) – это словесный или полугласный сонант.

Три последних элемента образуют финаль. (Обязательным элементом слога в слоговых языках является тон).

Встречаются слоги неполного состава, в которых отсутствуют один или несколько элементов.

В слоговых языках слог совпадает по своей напряженности сморфемой. В языках фонемного строя слог не связан какими-либо однозначными связями ни с морфемой, ни со словом: слово или морфема могут быть односложными, многосложными и вообще быть короче, чем слог (предлоги к, с, в, суффиксы –н, -л, -к в русском языке).

Одна из трудностей при изучении слога – это отсутствие связи между слогом и каким-либо значимыми единицами языка.

В зависимости от расположения согласных по отношению к гласному различают слоги:

а) закрытые и открытые;

б) прикрытые и неприкрытые.

Закрытыми называют слоги, в которых за гласными следует один или несколько согласных (он, анг. best),

открытыми – слоги, которые кончаются гласными (ты, анг. too /tu:/).

Прикрытыми называются слоги, начинающиеся с гласного или с группы согласных (рус. мы, стриж, фр. thē, анг. stay /stei/,

неприкрытыми – слоги, начинающиеся с гласного: он, eat /i:t/, âme /a:m/.

3. Ученые по-разному понимают наиболее существенные свойства слога. Многочисленные теории слога можно разбить на 2 большие группы – акустические и артикуляционные.

Акустические теории слога.

При таком подходе основная функция слога заключается в его способности упорядочивать, организовать те изменения громкости речевого потока, которые зависят от свойств согласных и гласных. Каждый звук речи имеет собственную громкость (звучность, сонорность), и все звуки можно выстроить в порядке возрастания громкости в следующий ряд: глухие взрывные (р) – глухие аффрикаты (с, č) – глухие щелевые (s, š) – звонкие взрывные (b, d) – звонкие аффрикаты (dz, dž) – звонкие щелевые (z, ž) – носовые сонанты (m, n) – плавные сонанты (l) – закрытые гласные (i, e) – гласные среднего подъема - открытые гласные.

Слог представляет собой одну волну звучности, в вершине которой находится гласный. Организующая, упорядочивающая функция слога заключается в том, что согласные, находящиеся между гласными, распределяются по слогам так, что образуют как бы склоны волны. Тем самым обеспечивается постепенное нарастание звучности от начала слога к вершине и постепенный спад звучности от вершины слога к его концу.

Критерий объединения гласного и окружающих его согласных в один слог акустический, точнее перцептивный.

Однако в настоящее время нет исследований, подтверждающих перцептивную реальность слога.

Артикуляторные теории слога.

При таком подходе принимают во внимание разнообразные факты, связанные с процессами речепроизводства.

Слог – квант артикуляторных движений.

(дыхательная теория)

(единица мускульного напряжения)

слогообразующий // неслогообразующий: спор, де-ре-во.

конец слога – сильноначальный: ус, боб, раз.

сильноконечный: та, ссо-ра, ввод.

двувершинные – сочетание сильноначального с сильноконечным

(гемитаты): Ван-на, вил-ла.

Бондарко: Речь есть объединение в непрерывную последовательность открытых слогов, каждый из которых может содержать различное количество согласных.

Слогоделение.

Трудная проблема

причина:

1) не связана со смыслом: ста-ру-шка, па-пка

ста-руш-ка, пап-ка

2) иногда деление на слоги производится не по морфемам:

ра-збить, раз-бить.

3) фонетическая трудность.

Большинство исследователей в звук. … CVCV – стремление к открытому слогу бу-ма-га универсально. /e-di-fai/ю

Если между гласными находятся два или больше слогов, то место слоговой границы определяется однозначно: первый в сочетании согласных всегла отходит к предыдущему гласному, если этот сонант, а следующий шумный (или сонант) кар-ман, сум-ка.

Таким образом закрытый слог, это в первую очередь слог, завершающийся сонантом: ма-сло (по сонорности гл. сонанта, шумная).

неначальные слоги строятся не по правилам начальных: ша-пка, мо-сты, мя-мля, су-мрак, льды, рта, мстить.

Открытый слог

CV

CVCCV, CVCCCCV – разбивается на открытые слоги независимо от качества согласных.

Существуют три вида критериев, которые используются при решении вопроса о слогоделении:

1. Правила, которые формируются исследователем на основе собственного понимания сущности слога.

2. Интуиция носителей языка.

3. Механизмы, используемые говорящим в процессе речеобразования.

1. Вводные замечания

2. Грамматические значения слова

3. Грамматические категории

4. Способы выражения грамматических значений слова

5. Грамматическая форма

6. Учение о частях речи

Классификация лексем и словоформ

Части речи

Части речи разных языков

1. Вводные замечания

Термин «грамматика» полученный через посредство французского и латинского языков, восходит к греческому слову, которые можно перевести как «искусство письма», «наука о грамоте», «грамота».

Позднее термину «грамматика» было придано более узкое толкование. В настоящее время его употребление обычно ограничивается той частью языкового анализа, которая в классической грамматике обозначалась как флексия и синтаксис. Традиционное разграничение флексии или синтаксиса, которое связано с признанием отдельного слова основной единицей языка, можно сформулировать так: флексия или словоизменение относится к внутренней структуре слова, а синтаксис описывает способы, посредством которых слова соединяются в предложения. (Пока мы не будем стремиться к точным определениям понятий «слово» и «предложение». Будем считать, что) грамматика представляет собой правила, в соответствии с которыми слова сочетаются друг с другом, образуя предложения.

Таким образом, из сферы грамматики исключается, с одной стороны, фонологическое описание слов и предложений и, с другой стороны, описание значения отдельных слов и предложений.

Грамматическая наука традиционно подразделяется на два больших отдела – морфологию (от греч. morphē – форма + logos – учение), или грамматику слова, и синтаксис (греч. syntascic – составление), или грамматику связной речи (и вообще единиц, больших, чем отдельное слово).

Разделение на морфологию и синтаксис в известной мере условно, т.к. грамматические значения, стоящие за изменением форм слова, полностью раскрываются только при учете синтаксических функций этих форм, т.е. их функций в рамках словосочетания и предложения. В рамках морфологии выделяют две области – словообразование (дериватология – лат. derivatio – определение, ответ) и собственно морфологию.

Подлинную «душу» грамматики составляет выявление смысловых различий, стоящих за грамматическими правилами. И в словообразовании, и в собственно морфологии, и в синтаксисе на первое место выдвигаются проблемы грамматической семасиологии.

2. Грамматические значения слова.

Семантика слова включает лексические и грамматические значения.

Лексическое значение слова – индивидуальный смысловой признак, отличающий его от других слов.

Те элементы содержания, которые стоят за грамматическими правилами, называют грамматическими значениями. Грамматические значения характерны для целого класса слов. Так, слова бегу, лечу, прочту, подниму, пишу, прыгну обозначают разные процессы, но все они выражают грамматическое значение 1-го лица единственного числа. Грамматические значения представлены, не только в отдельных словах и их форме, но и в сочетаниях слов и в целом предложении.

В слове грамматические значения выражаются особенностями построения слова, его отдельными частями (например, окончаниями или их отсутствием), ударением и т.д.

В словосочетании и предложении к этим грамматическим средствам присоединяются другие - порядок расположения слов, интонация, служебные слова, обслуживающие все предложение и словосочетание и т.д.

Своеобразие грамматических значений состоит в том, что они, в отличие от лексических значений, не называются в нашей речи прямо, а выражаются поминутно, как бы мимоходом. Однако грамматические значения играют весьма существенную роль, ничуть не меньшую, чем лексические значения слов. Например, подарок жены – подарок жене; достань палку! – достань палкой!; выпил воды – выпил воду; Вперед! – Вперед?

Неучет грамматических значений, выраженных в высказывании, превращает речь в бессвязный набор слов. Именно грамматические значения организуют высказывание, делают его адекватным выражением мысли.

В том, что слова, взятые «сами по себе», «без грамматически», еще не дают законченного смысла всего высказывания, убеждает и практика изучения иностранных языков: тот, кто пытается переводить иностранных текст, не разобравшись в его грамматической структуре, то есть переводить «методом» поиска в словаре значений всех слов и комбинирования этих значений в некое правдоподобное целое», обречен на фантазирование, на грубейшие ошибки и, как правило, не может добраться до действительного смысла иноязычного текста.

В отличие от лексического значения грамматические значения не являются индивидуальными, одиночными. Одно грамматическое значение обязательно предполагает наличие другого однородного и соотносительного с ним. Например, значение единственного числа предполагает множественное число (птица – птицы; наш – наши); значение незавершенного вида выступает в паре со значением совершенного вида (снять – снимать, принять – принимать) и т.п.

3. Грамматические категории.

Грамматические значения (как и очень многое другое в языке) выявляются в противопоставлениях. Грамматические притивопоставления (оппозиции) образуют системы, называемые грамматическими категориями.

Грамматическую категорию можно определить как систему противопоставленных друг другу грамматических значений, выраженных теми или иными формальными показателями.

Члены оппозиции (или каждый из противопоставленных членов) называются граммемами.

Граммема – абстрактная единица языковой системы, образованная от корня слова грамматика с «эмическим» суффиксом.

Грамматические категории чрезвычайно разнообразные. Их можно определить по количеству граммем, по способам формального выражения, по характеру выраженных грамматических значений и по отношению этих значений к действительности.

Так, есть категории двучленные: (единственное и множественное число), глагольный вид (совершенный, несовершенный); трехчленные – например в русском языке наклонение в глаголе (изъявительный, повелительный, сослагательный), грамматический род; Многочленные: падеж.

4. Способы выражения грамматических значений слова.

В мире различают языки синтетические (от греч. syntheticos из synthesis – соединение, составление) и аналитические (от греч. analytikos – расчлененный). К первой группе относятся древнегреческий, латинский, старославянский, русский, немецкий, литовский и другие. Это языки, в которых большинство грамматических значений выражается синтетическим способом, т.е. при помощи средств, входящих в структуру слова, находящихся в самом слове. К таким средствам относятся окончания, формообразующие суффиксы, префиксы, чередование звуков, ударение.

К аналитическим языкам относятся языки английский, французский, итальянский, испанский, болгарский, датский и другие. В этих языках грамматические значения выражаются не формами самих слов, а служебными словами при знаменательных словах, порядком знаменательных слов, интонацией предложения. Точнее, аналитические формы слова состоят из двух компонентов: один компонент – основной – является носителем лексического значения слова, а другой – вспомогательный – служит для выражения грамматического значения слова. Так, в аналитической форме буду читать лексическое значение слова выражается основным компонентом читать, а грамматическое значение будущего времени и 1-го лица единственного числа – вспомогательным компонентом буду.

К аналитическому способу относятся все случаи выражения грамматических значений при помощи синтаксических средств, т.е. средствами контекста, окружающих слов. Например, Пришла твоя любимая Женя. – Пришел твой любимый Женя. Он такой неряха. – Она такая неряха. Здесь при помощи контекстуальных средств дифференцируются значения мужского и женского рода.

Часто грамматические значения одного и того же слова выражаются и синтетически и аналитически. Так, глагол петь синтетически выражает значение лица и числа в настоящем времени (пою. поешь, поет, поем), значения рода и числа в прошедшем времени (пел, пела, пели), а значения будущего времени и сослагательного наклонения передает аналитически (буду петь, пел бы).

Некоторые слова выражают отдельные грамматические значения супплетивным способом – при помощи форм, имеющих разные корни или основы. Например, человек – люди, брать – взять, говорить – сказать, ловить – поймать, хороший – лучше, плохой – хуже, много – больше, мало – меньше, я – меня.

Итак, в парадигме одного слова могут объединяться его синтетические, аналитические и супплетивные грамматические формы.

5. Средства выражения грамматических значений слова. Грамматические значения при помощи различных средств (грамматических показателей) – окончаний, формообразующих суффиксов и префиксов, ударения, чередования звуков. предлогов, интонации, вспомогательных слов.

I. С помощью окончания выражаются:

1) значения рода, числа и падежа имен существительных, прилагательных, причастий, местоимений:

наш-а школ-а голуб-ое неб-о летящ-ая птиц-а

наш-ей школ-ы голуб-ого неб-а летящ-ей птиц-ы

наш-у школ-у летящ-ей птиц-е

2) значения падежа числительных:

дв-а пять-

дв-ух пят-и

дв-ум пять-ю

дв-умя

3) значениялица, числа и рода глаголов (в прошедшем времени и сослагательном наклонении):

сиж-у сидел-

сид-ишь сидел-а

сид-ит сидел-о

сидел-и бы

При этом одно окончание может выражать:

1) только одно грамматическое значение: тр-и, тр-ех (значение падежа); читал-и, писал-и (значение числа);

2) два грамматических значения: читал-, читал-а (значения рода и числа); чернил-а, чернил-ами (значения числа и падежа);

3) три грамматических значения: рыж-ая лис-а, высок-ий дом- (значения рода, числа и падежа)

II. Суффиксальным путем образуются:

1) форма прошедшего времени глагола: дума-л, виде-л

2) Формы видов: создать (сов.в.) – создавать (несов.в.);

3) формы сравнительной и превосходной степени прилагательных: белый – бел-ее, низкий – ниж-е, редкий – редч-айш-ий.

В некоторых разрядах имен существительных суффикс совместно с окончанием выражает значение множественного числа: муж – муж – j – a, зять – зять – j – a, сват – сват – j – a, брат – брат - j – a.

В существительных, обозначающих детей и детенышей животных, значение единственного числа передается при помощи суффикса -онок (-енок) и нулевоко окончания, а множественное число выражается при помощи суффикса –ат (-ят) и окончания –а. Например: ягненок – ягнята, зайчонок – зайчата. То же в словах, обозначающих грибы: опенок – опята, масленок – маслята.

III. Префиксальным путем образуются:

1) формы превосходной степени прилагательных:

лучший – наи-лучший

высший – наи-высший;

2)формы совершенного вида глаголов: писать – написать (письмо); чертить на-чертить (таблицу)

IV. Ударение как грамматическое средство обычно выступает совместно с аффиксами – сопровождает аффиксацию, т.е. выступает как дополнительное средство различения грамматических значений. При аффиксальном образовании форм слов одновременно происходит перемещение ударения: созда́ть – созда-ва́ть, доказа́ть – доказ-ы́ва-ть.

Самостоятельно (т.е. без других средств) ударение редко выражает грамматические значения. При помощи ударения различаются, например:

1) формы разделительного падежа единственного числа и именительного падежа множественного числа существительных: де́ла (нет) и дела́ (идут хорошо); окна́ (нет) и о́кна (выходят на улицу)

2) формы видов: насы́пать – насыпа́ть, разре́зать – разреза́ть.

V. Как и ударение, чередование звуков обычно является лишь дополнительным средством различения грамматических значений. Оно сопровождает аффиксацию. Например, чередование звуков наблюдается при суффиксальном образовании видовых форм глаголов: освет-и-ть – освещ-а-ть (т//щ), охлад-и-ть – охлажд-а-ть (д//жд), обработ-а-ть – обрабат-ыва-ть (о//а).

VI. Предлоги широко используются для выражения падежных значений имен существительных, числительных и местоимений. При этом они выступают обычно вместе с окончаниями (материально выраженными и нулевыми):

у дом-а

к дом-у

о дом-е

в дом

за домом

VII. В мифологии грамматические категории могут выражать и при помощи интонации. Активную роль играет интонация в передаче разнообразных оттенков значения повелительного наклонения, ср.: Сиди! Не шевелись! Не упади! Встань! Сядь! Встать! Молчать! Читай! Однако основная область применения интонации для выражения грамматических значений – синтаксис.

VIII. В выражении различных грамматических значений участвуют так называемые вспомогательные слова, т.е. слова, не обладающие своим лексическим значением. Они обслуживают грамматические потребности лексически неполноценных (полнозначных) слов. Сюда относятся прежде всего некоторые частицы: пусть (пускай), да, бы. Их принято называть формообразующими. Частицы пусть (пускай), да образуют формы повелительного наклонения, напр.: Пусть сильнее грянет буря! (Горький). Да здравствует труд! Частица бы выражает значение сослагательного наклонения: отдохнул бы, поспал бы. С помощью вспомогательных слов образуются:

1) формы будущего сложного времени глаголов: буду стараться, будешь читать, будем отдыхать.

2) формы сравнительной и превосходной степени прилагательных и наречий: более чистый, менее чистый, самый чистый, самый красивый, наиболее чистый, наименее подходящий.

6. Грамматическая форма (грамматические формы слова, просто грамматические формы) – это морфологические разновидности (видоизменения) одного и того же слова, тождественные лексические и противопоставленные одна другой по своим грамматическим значениям. Так, пишу, пишешь, пишет, пишем, пишете, писал, буду писать, пиши и т.д. – формы глагола писать. Они имеют одно и тоже лексическое значение, означают один и тот же процесс (действие), но отличаются друг от друга грамматическими значениями. Форма пишу выражает значение 1-го лица ед. числа настоящего времени несовершенного вида. Формы пишешь, пишет ей противопоставлены значением 2-го и 3-го лица. Остальные значения и всех трех форм совпадают. Форма пишем противопоставлена им значение множественного числа. Она противопоставлена и форме пишете (которая также выражает значение множественного числа), но уже значением лица: пишем – форма со значением 1-го лица, а пишете – 2-го лица. Каждая грамматическая форма противопоставлена любой другой форме слова своим грамматическим значением. При этом противопоставление по грамматическому значению всегда выражается формально – при помощи окончаний и формообразующих аффиксов. Лексическое тождество выражается в общности основ, к которым присоединяются окончания и формообразующие аффиксы.

Каждую грамматическую форму слова называют также словоформой. Словоформа – это конкретный «представитель» слова в предложении.

Не все слова имеют такой богатый набор словоформ. Например числительное сорок имеет две омонимические словоформы: сорок – для выражения значений именительного и винительного падежа и сорока́ – для выражения значений остальных падежей.

Упорядоченная совокупность (или система) грамматических форм слова называется парадигмой.

В связи с тем, что термин «парадигма» употребляется и в словообразовании (словообразовательная парадигма), точнее называть е словоизменительной парадигмой. Парадигму имеют только изменяемые слова.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: