Рационализм предполагает первичность разума по отношению

Рационализм Рене Декарта

Деизм

Механистическая научная картина мира

Основные идеи философии Р.Декарта

Рене Декарт

1596-1650.

Французский философ, математик, физик и физиолог, основоположник рационализма Нового времени.

Основные произведения:

«Рассуждения о методе» и «Начала философии».

Самое знаменитое высказывание:

«Мыслю, следовательно, существую».

В основании философии – разум, мышление. Метод Декарта – это дедукция, движение от общего к частному. Познание осуществляется не чувствами, а умом. Материя и сознание – равноправные и взаимосвязан-ные начала. Человек – единственное существо, состоящее из двух начал – материального и духовного.

· Мир создан Богом и подчиняется законам механики

· Бог не вмешивается в закономерное течение событий.

Философское кредо: « Я мыслю, следовательно, я существую »

· обосновал ведущую роль разума в познании (рационализм);

· выдвинул учение о субстанции;

· стал автором теории дуализма;

· выдвинул теорию о научном методе познания;

· сформулировал концепцию о "врожденных идеях".

к бытию и познанию:

· в мире существует много вещей и явлений, которые непонятны человеку (Например: есть ли Бог? конечна ли Вселенная? и т. д.);

· зато абсолютно в любом явлении, любой вещи можно усомниться (существует ли окружающий мир? светит ли Солнце? бессмертна ли душа? и т. д.);

следовательно, сомнение реально существует, этот факт очевиден и не нуждается в доказательствах;

· сомнение — свойство мысли, значит, человек, сомневаясь, - мыслит;

· мыслить может реально существующий человек;

· следовательно, мышление является основой как бытия, так и познания;

· поскольку мышление — это работа разума, то в основе бытия и познания может лежать только разум.

Учение о субстанции

· субстанция — это все, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого себя;

· такой субстанцией может быть только Бог, который создал мир состоящий из субстанций;

· единичные вещи обладают главным качеством субстанции — не нуждаются в своем существовании ни в чем, кроме самих себя. Причем сотворенные субстанции самодостаточны лишь по отношению друг к другу. По отношению же к высшей субстанции — Богу они производны, вторичны и зависят от него.

· Все сотворенные субстанции Декарт делит на:

материальные (вещи, обладающие протяженностью);

модусы(другие свойства: форма, движение и др.); духовные (идеи);

· Человек, по мнению Декарта, состоит из двух, отличных друг от друга субстанций — материальной (телесно-протяженной) и духовной (мыслящей) и это позволило ему возвыситься над природой.

Дуализм Декарта

· человек совмещает в себе две субстанции, следовательно, двойственен.

· с точки зрения дуализма Декартом решается и "основной вопрос философии": спор о том, что первично — материя или сознание, бессмыслен. Материя и сознание соединяются только в человеке, а поскольку человек дуалистичен (соединяет в себе две субстанции — материальную и духовную), то ни материя, ни сознание не могут быть первичны — они существуют всегда и являются двумя различными проявлениями единого бытия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: