Оценка материального ущерба здоровью от загрязнения окружающей среды (на материалах Кемеровской области)
Практическое занятие №2
Данное практическое занятие базируется на использовании материалов домашнего задания, текста лекций и результатах расчетов по предложенной методике.
Домашнее задание. 1. Проконсультируйтесь с врачом или найдите в литературе заболевания населения, вызванные экологическим неблагополучием территории Кемеровской области (можно профессиональные заболевания).
2. Определите (с помощью врача) перечень профилактических мероприятий для любого жителя (биопротекторы, адаптогены, рекреация, чистая вода, йод и т.д.) и лечение выбранного заболевания.
3. В любой аптеке узнайте стоимость препаратов и рассчитайте материальные затраты на лечение и профилактику заболевания.
4. Определите параметры своего физического состояния:
· частоту пульса;
· артериальное давление;
· массу тела;
· рост.
Практическая часть. Используя предложенные методики, сделайте расчеты индекса физического состояния (ИФС) и оценку биологического возраста (БВ).
1. ИФС = 700 - 3*ЧП – 0.833*АСД – 1.666*АДД – 2.7*КВ +0.28*М
350 – 2.6*КВ +0.21*Д
Оценка ИФС:
· менее 0.375 – низкий индекс;
· 0.376 – 0.525 – ниже среднего;
· 0.526 – 0.675 – средний;
· 0.676 – 0.825 – выше среднего;
· 0.826 и выше – высокий.
2. БВ для женщин = 1.46 + 0.415*АДР – 0.140*СБ + 0.248*М + 0.694*СОЗ
БВ для мужчин = 26.985 + 0.215*АСД – 0.149*ЗД – 0.151*СБ +
+ 0.723*СОЗ, где
ЧП – частота пульса в минуту;
АСД – систолическое артериальное давление («верхнее»);
АДД – «нижнее» артериальное давление;
КВ – календарный возраст, годы;
М – масса тела, кг;
Д – рост, см;
АДР – разница между «верхним» и «нижним» давлением;
СБ – статическая балансировка (время, в течение которого стоите на одной ноге с закрытыми глазами и прижатыми по бокам руками), сек;
СОЗ – субъективная оценка здоровья (максимально 1.0);
ЗД – задержка дыхания, сек.
Задание. Используя материалы лекции, домашнего задания и результаты расчетов сделайте выводы:
1. О размерах материального ущерба жителей при неблагополучном экологическом состоянии территории.
2. О состоянии Вашего здоровья.
к зачету по дисциплине «Экология» для студентов
2 курса дневного отделения
1. Предмет, задачи и основные разделы современной экологии
2. Экологические факторы и концепция лимитирующих факторов (законы минимума, толерантности, эмерджментности, конкурентного исключения и др.).
3. Законы – афоризмы и основные принципы экологии. Правила экологии по Б.Коммонеру.
4. Понятие «биосфера», её границы и основные элементы. Учение В.И.Вернадского о биосфере.
5. Эмпирические обобщения и геохимические выводы В.И.Вернадского.
6. Понятие «экосистема», ее основные признаки. Эволюция экосистем и принцип сохранения упорядоченности.
7. Экологическая пирамида и трофические уровни в экосистемах.
8. Понятие «ноосфера» и его специфика. Учение В.И.Вернадского о ноосфере.
9. Деградация природы. Коэволюция. Гипотеза Геи – Земли.
10. Понятие и сущность глобалистики.
11. Доклады «Римского клуба» и их значение в развитии глобалистики.
12. Классификация глобальных проблем человечества. Интегрирующая роль глобальных экологических проблем.
13. Глобальная демографическая проблема. Методика оценки уровня воздействия города на окружающую среду.
14. Глобальная экологическая безопасность и этапы формирования концепции устойчивого развития.
15. Концепция устойчивого развития и Повестка дня на 21 век.
16. Основы экологической безопасности и концепция устойчивого развития России.
17. Концепция потепления климата как научная основа создания Киотского протокола.
18. Международный экономический механизм обеспечения качества окружающей среды (организация торговли квотами и механизм чистого развития).
19. Киотский протокол. Обязательства сторон, механизмы гибкости и перспективы реализации.
20. Понятие «здоровье» и «окружающая среда». Факторы окружающей среды и здоровье населения.
21. Физические факторы повышенной опасности. Меры по снижению их воздействия.
22. Химические факторы повышенной опасности. Основные токсичные вещества. Анализ методики «доза – отклик».
23. Биологические факторы повышенной опасности.
24. Вредные привычки как фактор повышенной опасности. Риск и опасность рака.
25. Пищевые добавки как фактор повышенной опасности.
26. Оценка риска и ее актуальность в современных условиях.
27. Коэффициенты предпочтения и управление риском.
28. Экологическая ситуация и ее влияние на здоровье населения Кемеровской области.
29. Место и роль экологического фактора в заболеваемости населения Кемеровской области. Компенсация затрат и оценка материального ущерба от экологического фактора.
30. Понятие и сущность природно – ресурсного потенциала, его основные элементы.
31. Природные условия. Экономическая и внеэкономическая оценка природных условий.
32. Природные ресурсы. Классификация природных ресурсов.
33. Место и роль природно – ресурсного потенциала в развитии и размещении производительных сил.
34. Основные принципы рационального природопользования.
35. Типы природопользования как этапы развития производительных сил.
36. Научно-технический прогресс и природопользование. Анализ современных подходов.
37. Особенности эколого-экономического развития России на современном этапе.
38. Международный опыт сохранения биоразнообразия.
39. Заслуга русских ученых в развитии природопользования и экологии.
40. Роль экологического образования в подготовке современных экономистов.
Подписано к печати. Печать офсетная. Бумага газетная.
Печ.л.. Тираж экз. Заказ №
Кемеровский госуниверситет. 650043, Кемерово, ул. Красная, 6.
Отпечатано в издательстве «Кузбассвузиздат». Кемерово, ул. Ермака, 7.