double arrow

Примеры использования восклицательных предложений


Восклицательные предложения. Риторическое восклицание.

Что такое грамматические языковые средства

Лекция 3. Грамматические языковые явления и их роль в тексте

Грамматикой называют грамматический строй языка, т. е. объективные законы строения и функционирования слов и предложений. Грамматикой называют также раздел языкознания, изучающий грамматический строй языка (традиционно сюда включают морфологию и синтаксис). Знание грамматических правил не только помогает человеку правильно и ясно излагать собственные мысли, но и раскрывает его внутренний мир: взгляды, пристрастия, оценки и др.

В данном случае, говоря о грамматике, мы в первую очередь имеем в виду синтаксис – ту ступень грамматического строя языка, на которой формируется связная речь.

Основные функции восклицательные предложений:

  • усиление эмоционального воздействия на читателя:
А очищающее, а вдохновляющее, а взбадривающее и душу нашу, и помыслы действие Байкала! Ни учесть, ни пометить его нельзя. (В. Распутин)
  • эмоциональное выделение наиболее важных частей текста:
Отец и мама, мне кажется, очень довольны, что я невысокий. Они-то ведь ждали ребёнка и хотят, чтоб я на всю жизнь им остался. Но я не хочу! (А.Алексин)

1. Исходный текст:




(4)Таня пригласила в школу Сашку Рамазанова. (5)Он пришел в грязных джинсах и рваной полосатой тенниске. – (6)Я думал, надо что-нибудь покрасить или подвигать, – сказал он. (7)Театральная идея его не увлекла и насмешила. – (8)Ну, Татьяна Николаевна! – картинно воскликнул он. – (9)Пригласили бы на Таганку или в «Современник»… (По Г. Щербаковой)

Фрагмент сочинения:

Использование восклицания в предложении 8 помогает автору передать настроение Сашки Рамазанова. На мой взгляд, Сашка не просто воскликнул имя Татьяны Николаевны, в его интонации слышится упрек, настолько ему не понравилась «театральная идея».

2. Исходный текст:

(15)Спектакль казался никаким. (16)Что называется не в коня корм. (17)Может, новый режиссер и был талантливым, что-то он напридумывал, но актеры!.. (18)Ни одного, ну просто ни одного нефальшивого слова. (По Г. Щербаковой)

Фрагмент сочинения:

Одна из функций восклицательных предложений это усилений эмоционального воздействия на читателя. Именно поэтому Г.Щербакова использует восклицание «Но актеры!» в предложении 17, чтобы передать свое недовольство и возмущение плохой игрой актеров.

3. Исходный текст:

(44) - Но ведь солнце так сильно, - сказал он все же с упрямством. - (45) Неужели же всякий след исчезнет? (46) Может быть, что-нибудь и останется, Таня? (47) Подумай. (48) И Таня, подумав недолго, согласилась с ним. (49) - Ты прав, - сказала она. - (50) Что-нибудь должно остаться. (51) Все не может пройти. (52) Иначе куда же... - спросила она со слезами, - куда же девается наша верная дружба навеки?.. (53) Дети обняли друг друга. (54) Кончилось детство! (По Р. Фраерману)

Фрагмент сочинения:

«Кончилось детство!», - именно этим предложением автор подводит итог своего повествования. На мой взгляд, Р.Фраерман использует восклицание, чтобы эмоциональное выделить наиболее важную часть текста.






Сейчас читают про: