double arrow

Примеры использования обособленных членов предложения

Обособленные уточняющие члены

Обособленные дополнения

Обособленные обстоятельства

Обособленные несогласованные определения

Обособленные согласованные определения

Обособленные члены предложения

В качестве грамматических средств, помогающих автору наиболее полно выразить свою мысль, а также придать изложению бОльшую эмоциональность, могут использоваться обособленные члены предложения.

  • помогают конкретизировать определяемое существительное, уточнить признак предмета:
Тут он бросает плед на мелкий белый песок у холма, высоко поднимающегося на западной стороне залива, и до самого завтрака лежит тут (И. Бунин).
  • помогают автору наиболее полнораскрыть отличительные свойства предмета:
«Хорошо, что отложили на завтра», − думал он, рассматривая жука. Это Рыл большой узкий жук с живыми черными глазами, с длинными усами, похожий на интеллигентного дореволюционного авиатора в черном жилете из блестящего шелка, застегнутом доверху. А сюртук на нем был темно-серый, в мелкую светлую крапинку (В. Дудинцев)
  • помогают автору, конкретизировать информацию о предмете, дать ему яркую образную характеристику:
В своей глуши, мудрец пустынный, ярём он барщины старинной оброком лёгким заменил (А.С. Пушкин).
  • выражают добавочное действие к основному:
Мандельштам вел себя нехорошо, – то он бывал угрюм и подавлен, то надменно объяснялся учительским тоном; выпив в гостях, он начинал осмеивать знакомых ученых, называл их бездарностями, а некоторых аферистами и жучками. Эта его черта очень раздражала Николая Андреевича, – ведь ругал Мандельштам тех, с кем дружил и у кого бывал дома. И Николай Андреевич думал, что, вероятно, где-нибудь в другом доме, сидя в гостях, Мандельштам именует и Николая Андреевича жучком и бездарностью (В. Гроссман)
  • помогают автору уточнить основное действие с помощью добавочного, выраженного деепричастным оборотом:
Я сидел,ужавшись в себя, слушал, как надрываются музыканты, чтоб заглушить шум и ругань в зале (В.Астафьев)
  • помогают автору выделить качество основного действия:
Утренний корабль разрезает голубую воду, паруса наполняются ветром, нарядные путешественники, смеясь, переговариваются на палубе (по Т. Толстой)
  • помогают автору внести в предложение значения включения или исключения:
Много лет Аким, кроме Колиного дома, не знал никакого приюта (В.Астафьев).
  • помогают автору конкретизировать предшествующий член предложения:
Поезд мчал его на юг,к морю, увозя от сырой, дождливой осени (Н. Островский).

1.Исходный текст

(3)Мучительны были те часы, когда я подходила к смерти князя Андрея. (4)Мне кажется, что я всегда немножко надеялась на чудо. (5) Должно быть, надеялась, потому что каждый раз то же отчаяние охватывало меня, когда он умирал. (6)Ночью, лежа в постели, я спасала его. (7)Я заставляла его броситься на землю вместе с другими, когда разрывалась граната. (8)Отчего ни один солдат не мог догадаться толкнуть его? (9)Я бы догадалась, я бы толкнула. (Теффи)

Фрагмент сочинения:

Использование обособленного обстоятельства помогает автору выделить качество основного действия. Героиня переживает о князе Болконском, и вот, когда она может остаться наедине, а именно «лежа в постели», девушка мечтает, как она спасла бы князя Андрея.

2. Исходный текст

(31)Браво! (32)Ур-ра! – дружно прокатывается по палубе. – (33)Молодцы! – кричит над самым ухом деловой человек. –(34)Знатно! (35)Пес Марс, шаловливый, надоедливый, всем досадивший Марс, – спасён. (По И.С. Шмелёву)

Фрагмент сочинения:

Обособленные члены предложения помогают автору наиболее полно охарактеризовать предмет речи. Не случайно И.С. Шмелев использует несогласованное обособленное определение для характеристики пса Марса и в то же время именно приложение помогает читателю понять всю доброту людей, которые искренне обрадовались спасению собаки.

3. Исходный текст:

(11)Скрестив перед собой пальцы красивых рук, приветливо смотря на окружающих, Гончаров оживлялся, и в глазах его появлялся давно уже, казалось, потухший блеск. (12)Так продолжалось многие-многие годы. (А.Ф. Кони)

Фрагмент сочинения:

А.Ф. Кони умело использует обособленное обстоятельство как средство создания выразительности. Образ Гончарова очень хорошо передается при помощи описания именного добавочного действия в предложении 11.

Сейчас читают про: