Порядок проведения и документального оформления инвентаризации товарно-материальных ценностей регламентируется Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых результатов. Организацию, проведение и контроль за проведением инвентаризации осуществляют две комиссии: постоянно действующая и рабочая.
Персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель предприятия.
В состав постоянно действующей комиссии входят: руководитель организации или его заместитель (председатель комиссии); главные бухгалтеры; начальники структурных подразделений (служб); представители служб внутреннего аудита, независимых аудиторских организаций.
Рабочая инвентаризационная комиссия, прежде чем приступить к проверке фактического наличия товарно-материальных ценностей, обязана: опломбировать подсобные помещения, подвалы и другие места хранения ценностей, имеющие отдельные входы и выходы; в организациях и структурах торговли и общественного питания снять остатки наличия денежных средств в кассах; установить выручку текущего дня; проверить исправность всех весоизмерительных приборов и соблюдение установленных сроков их клеймения; получить на момент инвентаризации последние реестры приходных и расходных документов или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств.
|
|
Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам) с указанием даты инвентаризации и подписи. Лица, ответственные за сохранность ценностей, делают в описи расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы сданы в бухгалтерию и поступившие под их ответственность ценности оприходованы, а выбывшие — списаны в расход. Аналогичные расписки берутся и у лиц, имеющих подотчетные суммы или доверенности на получение ценностей.
Затем все материальные ценности заблаговременно или в присутствии инвентаризационной комиссии должны быть сгруппированы рассортированы по наименованиям, сортам, размерам в определенном порядке, удобном для подсчета количества.
Товары, подготовленные к отправке согласно выписанным нарядам, но не оплаченные и не вывезенные покупателями до инвентаризации, должны быть распакованы и внесены в опись. Одновременно на всех экземплярах нарядов или других документов делается соответствующая отметка.
Проверка ценностей проводится при обязательном участии материально-ответственных лиц. В исключительных случаях, когда перевешивание продукции может привести к ее порче (плодоовощная продукция, хранящаяся навалом), перевешивание можно не проводить, а остатки брать из карточек количественного и количественно-суммового учета, т.е. из данных бухгалтерского учета. Результаты в этом случае выводятся при зачистке продукции по окончании ее реализации.
|
|
Ценности, находящиеся в неповрежденной упаковке, т.е. в целых пронумерованных кипах, ящиках, бочках, проверяются по спецификации или маркировке на таре. По ценностям, которые при распаковке не могут подвергнуться порче или понижению качества, комиссия обязательно проводит выборочную проверку (не менее 10 %), делая об этом соответствующую отметку (оговорку) в описи. Если выборочной проверкой будут установлены расхождения между фактическим наличием и данными спецификации или маркировки, то рабочая комиссия обязана провести полную проверку наличия ценностей.
Определение массы (объема) ценностей, хранящихся навалом, допускается производить на основании обмеров (отвесов) и технических расчетов. При этом акты обмеров, ведомости отвесов подписываются членами комиссии и материально-ответственными лицами, а выверенный итог ведомостей вносят в опись. Следует заметить, что соль, как правило, перевешивается. Однако на складах, имеющих значительные ее запасы, когда перевешивание затруднено, допускается определение количества по обмеру. Вместе с тем не реже одного раза в два года или при смене материально-ответственных лиц соль должна быть перевешена.
Данные о фактических остатках материальных ценностей записываются в инвентаризационные описи (форма Инв-3) в двух или трех (при смене материально-ответственных лиц) экземплярах. Описи составляют отдельно по каждому материально-ответственному лицу или по месту хранения ценностей. Первый экземпляр заполняется материально-ответственным лицом, принимающим ценности. В процессе заполнения описи ведется взаимная сверка каждой страницы, в случае ошибки (расхождения) проводится проверка ценностей. Наименование ценностей и их количество показываются по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете.
Инвентаризационные описи могут быть заполнены как с использованием средств вычислительной техники, так и ручным способом; чернилами или шариковой ручкой четко и ясно, без помарок и подчисток. На каждой странице указывают прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т.д.) эти ценности показаны. Исправления в описях производятся корректурным способом и подписываются всеми членами рабочей инвентаризационной комиссии и материально-ответственными лицами. В описи не допускается оставлять незаполненные строки. На последних страницах они прочеркиваются.
Описи подписываются всеми членами рабочей комиссии и материально-ответственными лицами. В конце описи материально ответственные лица дают расписку в том, что проверка ценностей проведена в их присутствии правильно, к комиссии претензий нет и перечисленные в описи ценности принимаются на ответственное хранение. В случае смены материально-ответственных лиц в инвентаризационных описях лицо, принявшее ценности, расписывается в их получении, лицо, сдавшее ценности, — в Ил сдаче. Если инвентаризация проводилась без материально-ответственных лиц (бригадира), а также после стихийных бедствий, краж и ограблений, описи подписываются представителем административных органов, который включается в этих случаях в состав инвентаризационной комиссии.
Ценности, принятые (сданные) на ответственное хранение, оформляются инвентаризационной описью (форма Инв-5), а находящиеся в пути — актом инвентаризации (форма Инв-6).
|
|
Товарно-материальные ценности, поступившие во время проведения инвентаризации, заносятся в отдельную опись под наименованием «товарно-материальные ценности, поступившие во время инвентаризации». Одновременно на приходном документе за подписью председателя рабочей инвентаризационной комиссии делается отметка «после инвентаризации» со ссылкой на дату описи, в которую записаны эти ценности.
В исключительных случаях и только с письменного разрешения руководителя и главного бухгалтера предприятия в период проведения инвентаризации могут отпускаться ценности в присутствии членов инвентаризационной комиссии. Они записываются' в отдельную опись «Товарно-материальные ценности, отпущенные во время инвентаризации». В расходных документах делается отметка за подписью председателя инвентаризационной комиссии. При этом в опись и акт инвентаризации включаются только те суммы, которые подкреплены документами, но находятся в пути с расчетными документами поставщика; по отгруженным — копиями предъявленных покупателям документов, а по документам с просроченной оплатой — с обязательным подтверждением учреждениями банка; по находящимся на складах сторонних организаций — сохранными расписками, переоформленными на дату, близкую к дате проведения инвентаризации. При выведении результатов инвентаризации предварительно должна быть произведена сверка сумм в этих описях с другими корреспондирующими счетами. При этом в описях кроме наименования ценностей приводятся наименования покупателя, поставщика, перерабатывающего предприятия, арендодателя или арендатора, дата отгрузки и выписки документов, их номера.
Во время перерывов в работе инвентаризационной комиссии описи должны храниться в ящике (шкафу, сейфе) в закрытом помещении, где проводится инвентаризация.
Проведение инвентаризации на предприятиях общественного питания, где ведется количественно-суммовой учет, имеет некоторые особенности. Так, к моменту инвентаризации на производстве (кухне) предприятий общественного питания могут оставаться необработанное сырье, полуфабрикаты и готовые изделия. Там, где учет ценностей ведется в стоимостном выражении, остатки полуфабрикатов, готовых изделий включают в инвентаризационную опись по наименованию, количеству, учетной цене (без пересчета на сырье). В тех случаях, когда учет ценностей ведется в количественно-суммовом выражении и по данным инвентаризации на производстве требуется вывести результаты по наименованиям продуктов, возникает необходимость в пересчете остатков полуфабрикатов и готовых изделий в исходное сырье. Остатки полуфабрикатов и готовых изделий пересчитывают по нормам, предусмотренным при составлении калькуляции. Количество необработанных продуктов по наименованиям суммируют с количеством сырья, находящегося в полуфабрикатах и готовых изделиях, и в описи проставляют общее количество продуктов в производстве.
|
|
Кроме того, в заготовочных цехах по производству полуфабрикатов и в кондитерских цехах к моменту инвентаризации могут находиться остатки продукции, не прошедшей полной технологической обработки. В этом случае следует взвесить (пересчитать) фактическое количество продуктов в незавершенном производстве и записать эти данные в расчет перевода продукции в необработанное сырье исходя из норм отходов и потерь сырья при его кулинарной обработке. При последующем пересчете полуфабрикатов в необработанное сырье учитывается, на какой стадии технологической обработки произведено снятие остатков (очистка, обвалка, жиловка и т.д.). Нормы отходов берут в зависимости от степени обработки продуктов по Сборнику рецептур.
Для наглядности расчетов приведем пример: 15 февраля при проверке остатков ценностей в цехе производства полуфабрикатов оказалось в наличии: 266 кг очищенного картофеля; 51,9 кг трески, нарезанной кусками. В соответствии со Сборником рецептур (табл. «Расчет расхода сырья, выхода полуфабрикатов и готовых изделий») нормы отходов при холодной обработке картофеля и овощей в период с 1 января по 1 марта составляют 30 %. Следовательно, масса необработанного картофеля будет равна 380 кг (266 ∙100 / (100 % — - 30 %)).
Для перевода нарезанной кусками рыбы в непереработанное сырье по раскладке находим, что норма массы брутто 132 г соответствует выходу полуфабриката массой нетто 91 г. Масса трески в необработанном виде будет равна 75,28 кг (51,9 ∙ 0,132 / 0,091).
Такие расчеты составляют в тех случаях, когда продукция, не прошедшая полной технологической обработки, изготовляется из однородного сырья. Однако в наличии могут оказаться полуфабрикаты (тесто, котлеты и др.), изготовленные из различного сырья. В этом случае количество необработанного сырья, использованного для производства полуфабрикатов, определяют по каждому его виду расчетным путем. Для этого фактическую массу всех полуфабрикатов при определении необработанного сырья делят на сумму одного полуфабриката по норме выхода и полученное количество единиц умножают на нормы закладки отдельных видов сырья в соответствии с рецептурой (калькуляцией).
Пример. При инвентаризации материально-ответственным лицом предъявлен фарш из говядины массой 95,2 кг для бифштексов натуральных рубленых. По Сборнику рецептур масса каждого полуфабриката составляет 66 г (говядина второго сорта — 57 г, сало свиное — 9 г). Расход сырья массой брутто в соответствии с рецептурой предусмотрен: говядины второго сорта — 77 г, сала свиного — 9 г Отсюда общее количество полуфабрикатов по норме составит 1442 шт. (95,2 / 0,066). Расход говядины будет 111 кг (0,077 ∙ 1442), сала свиного - 12,98 кг (0,009 - 1442).
Общее количество кулинарных изделий и полуфабрикатов (по наименованиям), а также данные пересчета их на сырье записывают в инвентаризационную опись.
Для ускорения инвентаризации товаров на складах и в магазинах целесообразно использовать товарные ярлыки, составляемые материально-ответственными лицами на каждый вид товара. При партионном учете вместо ярлыков применяются партионные (кипные) карты. В ярлыках указываются наименование, единица измерения, показатели качественной характеристики товаров (артикул, размер, рост, сорт и т.п.), цена, количество. Товарные ярлыки (кипные карты) проверяет председатель инвентаризационной комиссии или по его поручению члены комиссии. На ярлыке (партионной карте) ставят регистрационный (порядковый) номер. Ярлык (партионную карту) подписывают работник, продававший товар, председатель инвентаризационной комиссии и материально-ответственное лицо. Затем его регистрируют в контрольной ведомости и передают работнику бухгалтерии или оператору вычислительной машины для включения в инвентаризационную опись, которая печатается на вычислительной машине.
Для повышения ответственности инвентаризационных комиссий за результаты и качество своей работы в организациях проводятся контрольные проверки инвентаризации. Они позволяют установить правильность включения в опись фактических остатков материальных ценностей. Контрольными проверками охватывается не менее 10—15 % общего числа фактически проведенных инвентаризаций. План контрольной проверки составляется в организациях ежеквартально, а выполнение его контролируется в специальной книге учета. Контрольные проверки проводят по окончании инвентаризации, но обязательно до открытия склада, секции после инвентаризации. На имя лица, осуществляющего контрольную проверку, руководитель организации или главный бухгалтер выписывает распоряжение. Лицо, осуществляющее проверку, предъявляет распоряжение председателю инвентаризационной комиссии. Последний вручает проверяющему первый экземпляр описи и в присутствии комиссии производит подсчет (на выбор) в натуральном выражении остатков ценностей и сверяет их с записями в инвентаризационной описи. Результаты проверки оформляются актом. Он составляется в двух экземплярах — один вместе с описями инвентаризации сдают в бухгалтерию, второй хранится у материально-ответственного лица. В акте указывают наименование проверяемых ценностей, их количество по инвентаризационной описи и фактически оказавшихся при контрольной проверке. Одновременно с проверкой фактического наличия товаров проверяется правильность оформления инвентаризационной описи, наличие виз на документах и отчетах.
Если при контрольной проверке не обнаружено расхождений между данными об остатках ценностей, отраженных в инвентаризационной описи, и фактическим их наличием, то склад, секция может быть открыта для работы. В случае выявления значительных расхождений с данными инвентаризационной описи назначается новый состав рабочей инвентаризационной комиссии для проведения повторной сплошной инвентаризации. Наряду с этим руководитель организации рассматривает вопрос об ответственности первого состава рабочей инвентаризационной комиссии за допущенные нарушения в проведении инвентаризации.