Литература
План
Сущность и содержание власти.
Основания и ресурсы власти.
1. Белякович, Н. Н. Политология: учебное пособие / Н. Н. Белякович. – Минск: Дикта, 2008. – 407.
2. Бондарь, П. И. Политология – наука о политике: учебно-методический комплекс / П. И. Бондарь, Ю. П. Бондарь. – Минск: «Беларуская Энцыклапедыя імя Пятруся Броўкі», 2008. – 463 с.
3. История политических учений: учебник для вузов / под ред. О. В. Мартышкина. – Москва: Высшая школа, 2002. – 275 с.
4. Круглова, Г. А. Политология: учебное пособие для вузов / Г. А. Круглова. – Минск: Вышэйшая школа, 1999. – 324 с.
5. Мельник, В. А. Политология: учебник для вузов / В. А. Мельник. – 6-е изд., испр. – Минск: Вышэйшая школа, 2008. – 543 с.
6. Политология: учебно-методический комплекс для студентов и преподавателей высших учебных заведений / под общ. ред. Е. М. Бабосова [и др.]. – Минск: УП «Технопринт», 2002. – 464 с.
7. Политология: учебник для вузов / В. А. Бобков [и др.]. – Минск: ИП «Экоперспектива», 2000. – 348 с.
8. Политология: учебник для вузов / под ред. С. В. Решетникова. – Минск: Тетра Системс, 2005. – 447 с.
|
|
9. Политология: курс лекций / под ред. М. А. Слемнева. – Витебск: ВФ УО ИСЗ, 2003. – 257 с.
10. Политология: хрестоматия / сост. М. А. Василик [и др.]. – Москва: Высшая школа, 2008. – 437 с.
3.1. Трактовка понятия «власть».
· Реляционистские (от англ. relation – отношение) концепции («сопротивления», «обмена ресурсами», «раздел зон влияния»).
- Теория «сопротивления» (Д.Картрайт, Дж.Ф.Ренч, Б.Рейвен). Субъект власти подавляет сопротивление объекта.
- Теория «обмена ресурсами» (П.Блау, Д.Хиксон, К.Хайнингс). Неравное распределение ресурсов между участниками социального отношения и, вследствие этого, возникновение острой потребности в них со стороны тех, кто их лишен.
- Теория «раздела зон влияния» (Д.Ронг). Если в одной ситуации властью обладает один индивидуум по отношению к другому, то с трансформацией сферы влияния позиции участников меняются.
· Бихевиористские концепции власти. Особенность бихевиористского подхода заключается в акцентировании внимания на мотивах поведения людей в борьбе за власть.
· Системные концепции власти. Рассматривают власть как систематизирующее отношение в политической системе общества. Все остальные элементы системы связаны с ней непосредственно или опосредованно.
Т.Парсонс: «Власть – это свойство или атрибут макросоциальной системы».
М.Крозье: «Власть рассматривается на уровне конкретных систем – семьи, организации.
М.Роджерс: «Власть – взаимодействие индивидуумов, действующих в рамках специфической социальной системы.
|
|
| |||||
| |||||
| |||||
· Субъект власти – воплощает активное, направляющее начало. Определяет содержание властного отношения через:
1) приказ;
2) подчинение;
3) наказание;
4) нормирование поведения.
· Объект власти – важнейший элемент власти. Власть немыслима без подчинения объекта.
· Власть подразделяется на политическую, экономическую, социальную, духовно-информационную.
· Отличительные черты политической власти:
- Легальность в использовании силы и других средств властвования в пределах страны;
- Верховенство, обязательность ее решений для всего общества и соответственно для всех других видов власти;
- Публичность, т.е. всеобщность и безличность, что означает обращение ко всем гражданам от имени всего общества с помощью права (закона);
- Моноцентричность, т.е. наличие единого центра принятия решений;
- многообразие ресурсов.
· Политическая власть подразделяется на государственную и общественную.
· Государственная власть обеспечивается политическими институтами (парламент, правительство, судебные органы). Органами правопорядка (полиция, армия, прокуратура). Юридической базой.
· Общественная власть формируется партийными структурами, общественными организациями, независимыми средствами массовой информации.
· Важнейшими факторами, определяющими содержание и механизмы власти, являются основания и ресурсы.
· Ресурсы власти – это реальные и потенциальные средства, которые используются (или могут быть использованы) для укрепления самой власти.
· Под основаниями власти понимаются её база, источники, на которые опирается нравственная воля субъекта.
· По сферам жизнедеятельности выделяют следующие основания и ресурсы:
- экономические;
- социальные;
- юридические;
- административно-силовые;
- культурно-административные.
· Интегральные характеристики власти.
· Легитимность (от лат. legitimus – согласный с законами, законный, правомерный) – это доверие и оправдание власти, потому она тесно связана с моральной оценкой власти.
· Легитимация – процедура общественного признания какого-либо действия, события или факта, действующего лица.
· Легальность власти – юридическое обоснование, юридическое бытие власти, ее законность, соответствие правовым нормам.
Типология легитимности, введена Максом Вебером, который выделил три основные принципа: традиция, харизма, легальность. Речь идет об идеальных типах, не существующих в «чистом виде». В конкретных политических системах эти три типа переплетаются при преобладании одного из них.
| |||||||||||||
| |||||||||||||
· Эффективность власти, т.е. степень выполнения своих задач и функций.
· Показатели эффективности власти:
1. Уровень смертности, рождаемости, продолжительности жизни.
2. Уровень материального благосостояния.
3. Уровень физической безопасности граждан.
4. Уровень налогов.
5. Величина управленческого аппарата.
6. Уровень образования населения.
7. Уровень безработицы.
· Функции государственной (политической) власти – это та роль, те обязанности, которые призвана осуществлять политическая власть по обеспечению жизнедеятельности сообщества; власть есть средство достижения участниками политически организованного сообщества своих целей.
- Интеграционная функция: поддержание целостности политического сообщества.
|
|
- Регулятивная функция: регулирование процесса реализации участниками сообщества своих интересов.
Процесс властвования предполагает выполнение следующих операций:
- господство;
- руководство;
- управление;
- организация;
- контроль.