Общие правила наложения взысканий за административные нарушения

Специальная глава КоАП закрепляет правила наложения административных взысканий. Оно может быть наложено только тогда, когда в действиях виновного установлен состав проступка. Иными словами, если нормой права предусмотрена ответственность за деяние, а в противоправных действиях гражданина выявлены все предусмотренные правовой нормой признаки правонарушения, виновный может быть привлечен к ответственности по соответствующей статье.

Орган (должностное лицо) вправе рассматривать только те дела, которые ему подведомственны, налагать взыскание в пределах санкции той статьи, по которой квалифицированы действия виновного, избирать вид и размер взыскания в рамках предоставленных ему полномочий.

Так, за совершение мелкого хулиганства виновный может быть подвергнут штрафу, исправительным работам и административному аресту. Начальник ОВД вправе рассматривать такие дела, но он может только оштрафовать виновного. Если же он считает целесообразным применение иного взыскания, то должен направить дело судье.

Важнейший принцип применения ответственности – индивидуализация взыскания. Законодатель обязывает правоприменителя при выборе меры воздействия учитывать как обстоятельства, при которых был совершен проступок, так и обстоятельства, характеризующие личность виновного, его имущественное положение, степень его вины. В значительной степени эти требования конкретизированы в перечнях смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств.

Обстоятельствами, смягчающими ответственность, являются:

1) чистосердечное раскаяние физического лица, совершившего административное правонарушение;

2) предотвращение физическим лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий такого правонарушения;

3) добровольное возмещение или устранение причиненного вреда;

4) наличие на иждивении у физического лица, совершившего административное правонарушение, малолетнего ребенка;

5) совершение административного правонарушения вследствие стечения тяжелых личных, семейных или иных обстоятельств;

6) совершение административного правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

7) совершение административного правонарушения несовершеннолетним или лицом, достигшим семидесяти лет;

8) совершение административного правонарушения беременной женщиной.

Этот перечень является открытым: законодательством и правоприменителями могут быть признаны смягчающими и иные обстоятельства.

А перечень обстоятельств, отягчающих ответственность, является закрытым. Поскольку он закреплен законом, то и изменить его может только акт такой же юридической силы.

Отягчающими обстоятельствами признаны:

1) продолжение противоправного деяния, несмотря на требование прекратить его;

2) совершение административного правонарушения повторно;

3) вовлечение несовершеннолетнего в административное правонарушение;

4) совершение административного правонарушения группой лиц, то есть хотя бы двумя физическими лицами, совместно участвовавшими в его совершении в качестве исполнителей;

5) совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

6) совершение административного правонарушения по мотивам расовой, национальной либо религиозной розни;

7) совершение административного правонарушения в отношении женщины, беременность которой заведомо известна физическому лицу, совершившему административное правонарушение;

8) совершение административного правонарушения с использованием лица, страдающего психическим заболеванием или слабоумием, заведомо известным физическому лицу, совершившему административное правонарушение;

9) совершение административного правонарушения в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ;

10) совершение административного правонарушения должностным лицом в связи с исполнением служебных обязанностей;

11) совершение административного правонарушения в отношении заведомо малолетнего, престарелого или лица, находящегося в беспомощном состоянии.

Очень важным является положение о сроке давности наложения административного взыскания. Речь идет о времени, в течение которого правонарушитель может быть привлечен к административной ответственности. По истечении этого срока производство по делу не может быть начато, а начатое подлежит прекращению.

Статья 7.6 КоАП устанавливает, что административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения. По общему правилу, срок давности привлечения к административной ответственности равняется двум календарным месяцам (более длительные сроки предусмотрены в случае совершения правонарушений в области финансов, рынка ценных бумаг, банковской и предпринимательской деятельности, против порядка налогообложения и таможенного регулирования, а также иных административных правонарушений, выразившихся в неисполнении или ненадлежащем исполнении актов законодательства, регулирующих экономические отношения). Датой начала срока является день, следующий за днем, в который было совершено правонарушение. Днем окончания срока считается день, когда было вынесено постановление о наложении взыскания. Никаких изъятий в течение этого срока давности законодательство не знает.

Из этого общего правила предусмотрены исключения. Так, при длящемся правонарушении срок исчисляется со дня его обнаружения. Здесь исключение касается момента начала течения срока (со дня обнаружения). Логическое толкование позволяет сделать вывод, что под длящимся понимается правонарушение, которое продолжается и в момент его обнаружения.

В случае отмены постановления по делу об административном правонарушении при новом рассмотрении дела о совершенном административном правонарушении административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня отмены постановления.

В случае отказа в возбуждении уголовного дела или при прекращении уголовного дела, но при наличии в действиях виновного признаков проступка административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня принятия постановления об отказе в возбуждении или прекращении уголовного дела, но не позднее трех лет со дня совершения административного правонарушения.

В случае приостановления рассмотрения дела об административном правонарушении, административное взыскание может быть наложено не позднее одного месяца со дня вынесения постановления о возобновлении рассмотрения дела об административном правонарушении.

В случае невозможности установить личность иностранных граждан или лиц без гражданства, нарушивших правила пребывания или транзитного проезда, в течение сорока восьми часов административное взыскание может быть наложено не позднее одного месяца со дня установления личности иностранного гражданина или лица без гражданства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: